- Информация о материале
21 мая 2024 года в учебном корпусе Ботанического Сада МГУ под руководством ученого секретаря Багоцкого С.В., состоялось заседание секций Охраны природы, проблем эволюции материи и Естественнонаучного образования МОИП МГУ, посвященное 100-летию со дня рождения Побиска Георгиевича Кузнецова (сайт с материалами о юбиляре).
Выступили сотрудники юбиляра, лично его знавшие (см. выступление Дроздова Б.В.), также прозвучала критика теоретических подходов и идей юбиляра и его последователей (см видеозапись Григорьев С.В.).
Необходимо отметить специфику общественно-политических обстоятельств, в которых проходило научное становление юбиляра, увлеченность научной общественности 60-70-х годов 20 века "системным" и "научно-техническим", "физическим" подходом к решению общественных и гуманитарных проблем. Обособленность гуманитарных дисциплин в СССР от общемировых трендов (следование марксистско-ленинской теории исторического и диалектического материализм), накладывала на мышление и результаты исследований определенные политические и философско-познавательные ограничения. В популярной литературе это хорошо отражено в творчестве братьев Стругацких ("Понедельник начинается в субботу", "Сказка о Тройке", "Миллиард лет до конца света")
Это и пренебрежение до некоторой степени кибернетикой и генетикой ("продажные девки капитализма"), зашоренность исключительно на "объективности" диалектики, отрицание "субъектности" в историческом и познавательном процессе (уничижение "роли личности в истории" по сравнению с "объективным историческим процессом").
На заседании было отмечено, что физическое моделирование процессов вселенной, основанное на эталонах физических измерений массы, скорости, времени и пр. характеристик движения, взаимодействия, не может в полной мере быть воспроизведено в гуманитарных дисциплинах, где невозможно выделить устойчивые мерности процессов и создать адекватные эталоны. В общественных науках исследователь опирается на идеалы, образцы поведения, традиции различных культур, в том числе и в экономических отношениях, которые тесно переплетены со стремлениями сообществ к достижению и соблюдению идеальных моральных и эстетических норм.
Такие же "перекосы", но ещё бОльшие в сторону "сенсуализма" (субъективного, чувственного, эгоцентричного переживания реальности) и одновременно "техницизма" (моделирования процессов вселенной и общества как механизма или "счетной машины") также привели западноевропейское научное сообщество к наблюдаемому сейчас "закату Европы".
Была отмечена необходимость изучения трудов и практики П.Г.Кузнецова как в части извлечения исторических уроков, для преодоления современных научных проблем, постановки адекватных реальности, а не идеалистических задач, так и для понимания их "предметного поля", когда физические (химические, биологические) модели и системы не соответствуют взаимоотношениям (законам) в иерархии общественных связей.
В целом было отмечено положительное влияние на советскую научную общественность и сила личности юбиляра.
- Информация о материале
В дискуссиях о творчестве всегда присутствует несколько точек зрения на сам предмет спора, на тот результат мыслительной, художественной деятельности, который предъявляет миру автор. Это отрицание, полное или частичное, противоположное отрицанию принятие, также полное или частичное, а также критика самого (технического, логики) процесса произведения результата, концепции, изображения, предмета культуры. Реже всего встречается анализ причин появления критикуемой работы, обстоятельств появления ее замысла, возникновения замысла работы у автора. Такой анализ возможно наиболее ценен, поскольку он позволяет понимать причинность совершения самой работы, и ее последующего влияния на людей в истории и в будущем.
- Информация о материале
Продолжаем публикацию текстов к встрече о марксизме. Полностью видеозапись доступна по ссылке
Сергей Васильевич Иванеев (на фото) – кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России).
E-mail:
«Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».
К. Маркс и Ф. Энгельс
ИДЕОЛОГИЯ МАРКСИЗМА: время оборонительного атеизма в контексте глобальных ресурсных и технологических изменений
Одной из самых сложных проблем в XXI веке, которая стоит перед научно-экспертным сообществом, это конфликтогенный потенциал в мировоззренческой сфере, который ярко проявляется в связи с проблемами реализации свободы совести во всем мире[1].
Ситуация в России[2] также сигнализирует о необходимости увеличения исследований значения свободы совести[3] и светскости государства[4].
К сожалению, антисемитские инциденты участились во всем мире по частоте и интенсивности во время войны в Газе, и многие считали их волной репрессий в ответ на конфликт. И в этом аспекте весьма интересной для нас, представителей свободомыслия, является статья «Крестовый поход евреев» Ярона Лондона, который опубликовал ее в газете «Йедиот»: «Я не хочу сказать, что каждый верующий человек, Боже упаси, - враг демократии. Но империалистическое стремление, закодированное в любой религии, в нашем случае пробудилось от сна и угрожает демократическому устройству общества… Религия себя ведет хорошо, только когда ее удается обуздать, и тогда ее лицо приобретает благообразное выражение. Во имя мира светская часть населения пошла на компромиссы с религией, которые сейчас оказались порочными. Религия совсем разбушевалась. Пришло время оборонительного атеизма»[5].
Критикуя теологию, мы должны четко понимать, что также критикуем по Марксу и политику сползания общества в духовно-мировоззренческое средневековое болото, отступив от великих завоеваний советской власти, которая буквально вырвала наш народ из-под влияния религии и Церкви.
- Информация о материале
памятник Ф.Энгельсу в Москве у м. Кропоткинская
Энгельс механистически трактовал пространственно-временную форму: «Вечность во времени и бесконечность в пространстве... состоят в том, что тут нет конца ни в какую сторону...» (Анти-Дюринг. М.: Политиздат. 1977, С. 45). Энгельс исходил из понятия абсолютного пространства-времени Ньютона.
Современный философ В. А. Подгузов, которого записывают в марксисты, отождествляет форму и содержание, приписывая времени определение материи: «Время как объективная реальность безразлично к тому, как и кто его измеряет». Подгузов путает, он противопоставляет зависимости данных измерения от материальных условий, объективность измерения, связь данных измерения с реальностью.
Да, не имеет значения, кто будет измерять время вблизи Юпитера и какими приборами, но все они получат объективные данные о замедлении времени в сравнении с часами на Земле. Но Подгузов объявляет: «… любые, сколь угодно удаленные друг от друга материальные "точки" пространства, независимо от их скорости, находятся в одном и том же моменте времени» (Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. Н.М. Шахмаев и др. М.: Просвещение, 1993, С. 230). Эту чушь он называет материализмом.
- Информация о материале
05 мая - день рождения Карла Маркса, выдающегося мыслителя и общественного деятеля. 14 мая 2024 года состоится встреча, посвященная современному представлению о марксизме.
Начинаем публикацию работ по этой теме. На фото - памятник Карлу Марксу в Москве на Театральной площади.