Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

mbur40

 

изображение - скриншот видео конференции

В соответствии с Конституцией (основным законом) Российской Федерации от 1993 г. наша страна, безусловно, является правовым государством. Это значит, что в своей деятельности государство, как политическая организация общества должно исходить из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Именно для этого государство должно устанавливать систему норм (общеобязательных правил поведения), которые должны быть направлены на реализацию прав человека. Кроме того, правовое государство должно обеспечивать выполнение этих норм, делая нормативно закрепленные возможности человека реальностью. В конечном итоге правовое закрепление и реализация прав человека создает условия для всестороннего развития личности, а значит общества и государства.

Вторая глава Конституции России полностью посвящена правам человека, которая охватывает все сферы, его жизнедеятельности и условно разделяется на: гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные. Таким образом, с точки зрения правового государства «высшей ценностью в Российской федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином». Таким образом, следует согласиться с мнением, что права человека являются индикатором современного развития России[1].

Однако, на практике конституционные права человека соблюдаются далеко не всегда. И нам предстоит еще много сделать для их реализации, в конечном итоге и для превращения нашей страны в подлинно правовое государство в соответствии «буквой» и «духом» Конституции России. Считаю, что 12 декабря День Конституции России должен быть стать государственным праздником на территории Российской Федерации.

Светскость государства, крайне важна как гарантия реализации конституционных прав человека, включая свободу совести. Мировоззренческий нейтралитет государственных институтов – ключевое условие согласия, мира и стабильности в многоконфессиональном и многонациональном обществе и государстве.

Изучение исторического опыта России выявило серьезные проблемы во взаимоотношениях государства и религиозных объединений, которые в более поздний исторический период привели к превращению церкви в инструмент государства и усилению кризиса Российской государственности. Это нужно учесть при формировании и осуществлении современной модели взаимоотношений Российской Федерации с религиозными объединениями[2].

В современной России существует проблема претворения в жизнь конституционных норм и принципов, а также их развития с учетом тех изменений, которые происходят в мире. Данные процессы характеризуются глобализацией общественных отношений[3] и технологическим прогрессом, что усиливает необходимость решения вышеизложенной проблемы. Ведь их не решенность губительна для цивилизации в целом, поэтому крайне необходимо преодолеть нетерпимость, нарушения прав человека, дискриминацию и прочие препятствия на пути позитивного сотрудничества людей.

Рассмотрим определения ключевых терминов. Конституционное право в литературе определяется, как одна из ключевых отраслей права[4] и представляет собой систему юридических принципов и норм, регулирующих общественные отношения в конституционно-правовой сфере и направленных на реализацию прав человека.

Имеется множество подходов к дефиниции определения прав человека, описывающих правовой статус индивидуума[5] и их места в современном праве. Ф.М. Рудинский под правами человека понимает наиболее существенные возможности развития человека, определяющие меру его свободы[6]. По мнению Е.А. Лукашевой «современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер»[7]. О.И. Тиунов считает, «каждый человек является частью общества и должен рассматриваться им и государством как личность, имеющая ценность и право на уважение своего достоинства… Если исходить из того, что целью общества и государства является утверждение принципа гуманизма, то интересы человека должны быть поставлены на первое место»[8]. В.А. Карташкин отмечает, что права человека закреплены в качестве одного из основных принципов международного права[9].

Таким образом, можно сказать, что конституционные права человека – это мера возможного поведения, которая законодательно устанавливается и обеспечивается государством на основании конституционного права и норм международного права. Фактически права человека признаны международным правом[10] и являются воплощением гуманистического фактора в современном праве[11] и в некоторой мере ограничивают государственный суверенитет[12].

Считаю наиболее исчерпывающим определение свободы совести, как «основополагающего и неотъемлемого права каждого индивида на удовлетворение мировоззренческих потребностей, в рамках правомерного поведения и базирующегося на свободном мировоззренческом выборе. Свобода вероисповедания является частью свободы совести и полностью ею поглощается»[13]. Определение юридически корректно в связи с тем, что в нем отсутствуют неопределяемые термины, в частности «религия».

Свобода совести нами рассматривается как конституционное право человека, под которым понимается устанавливаемая и обеспечиваемая государством на основании конституционного права мера дозволенного поведения, основанная на свободном мировоззренческом выборе[14].

Далее рассмотрим правовое понятие и содержание принципа светскости государства. Можно выделить три основных научных подхода к пониманию светского государства:

1) антирелигиозное;

2) нерелигиозное (секулярное);

3) мировоззренчески нейтральное.

С правовой точки зрения наиболее корректным представляется определение светского государства, как мировоззренчески нейтрального, безоценочного[15]. Не предпочитающего вообще никакое мировоззрение и обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора при условии соблюдения правовых норм.

Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, прежде всего в силу ее юридической неопределяемости.

Проблема правового закрепления светскости государства. Принцип мировоззренческого нейтралитета государств крайне важен для реализации конституционных прав человека, включая свободу совести и мировой безопасности. Принцип светскости государства не закреплен в международном праве[16], декларируется в Конституции России, что позволяет говорить об отсутствии его адекватного закрепления в конституционном праве.

Таким образом, российское законодательство о светскости государства состоит из соответствующих норм Конституции РФ (статьи 14 и др.), а также иного федерального законодательства, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Но ее закрепление не соответствует современной юридической технике, носит декларативный характер и нуждается в пересмотре.

Нарушения в области правового регулирования вытекают из проблем теоретико-правового уровня. Конституционное законодательство России и нормы международного права в данной области не очень эффективны и требуют совершенствования. В частности, международное право запрещает дискриминацию, но мировоззренческий нейтралитет не закреплен. Как следствие, на внутригосударственном правоприменительном уровне имеют место нарушения в работе органов государственной власти, включая судебную практику и деятельность правозащитных структур.

Так, о ситуации в сфере прав человека, включая свободу совести, говорится в международных правозащитных докладах[17]. О ситуации в Российской Федерации говорят доклады Уполномоченного по правам человека в РФ[18], Московской Хельсинкской группы[19] и Института свободы совести[20].

Данную проблему необходимо решить системно т.к. она носит системный характер. Реформы необходимы начиная с теоретического уровня. Для начала необходимо согласовать современную теоретико-правовую модель светскости на основе новой теоретической основы (светскость – как мировоззренческий нейтралитет); затем устранить противоречия в принципах и понятийном аппарате, после на этой основе реформировать международные универсальные и региональные документы в области светскости и свободы совести. Далее необходимо обновить конституционные правовые институты светскости государства. Важной проблемой является формирование института конституционно-правовой ответственности в вопросах нарушения прав человека.

Таким образом, свобода мировоззренческого выбора и светскость государства, как его мировоззренческий нейтралитет – необходимые условия реализации конституционных прав человека, преодоления нетерпимости, формирования глобального мышления, осознания и успешного поиска путей решения глобальных проблем, угрожающих существованию человеческой цивилизации и отдельных государств, включая Россию. Нарушение светскости государства подвергает нарушениям всю систему прав человека. Поэтому конкретно предлагаю законодательно закрепить современные юридически корректные понятия «светскости государства» и «свободы совести», а также создать эффективную систему их правоприменения.

Реализация мировоззренческого нейтралитета государств в конституционном праве необходимое условие реализации прав человека, толерантности и преодоления барьеров на пути решения глобальных проблем[21] и переходу к устойчивому развитию.

 

Бурьянов М.С., студент 1 курса Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

 

Список литературы:

  1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 511.
  2. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. Под ред. И. Кондратьева. М.: Фонд "Здравомыслие", 2015. С. 8-10.
  3. Анисимов П.В. и др. Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики. (Под редакцией Ф.М. Рудинского). Волгоград. 2004. С. 6-8.
  4. Бурьянов М.С. Свобода совести в условиях глобализации общественных отношений // Право и права человека: Сборник научных трудов молодых ученых / Отв. ред. Д. А. Ростиславлев. М.: Книгодел, 2017. –  С.92-96.
  5. Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12. С. 4-13.
  6. Бурьянов С.А. Международно-правовые документы в области свободы совести и практика их реализации в Российской Федерации: Теоретико-прикладное исследование за 2011 год. М.: Моск. Хельсинк. группа, 2012. C. 17.
  7. Бурьянов С.А. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М. 2017. С. 21.
  8. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. Информ.- аналит. отчет Ин-та свободы совести (вторая половина 2001 г. - конец 2004 г.) / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой ; Ин-т свободы совести. Москва, 2005. ([Науч. изд. 2-е, доп. и испр.]). 526 с.
  9. Всемирный доклад – 2016: политика, движимая страхом, угрожает правам и свободам // Human Rights Watch 27 января  2016. URL: https://www.hrw.org/ru/news/2016/01/27/286133 (Дата обращения: 17.11.2018);
  10. Гуманистический фактор в современном праве: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред Т. А. Сошникова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. 332 с.
  11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год // Российская газета - Федеральный выпуск №7270 (104). 17 мая 2017.
  12. Карташкин В.А. Права человека и принципы международного права в XXI веке : монография. М.: Норма : ИНФРА-М. 2018. С. 31.
  13. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Под ред.: Тиунов О.И. М.: Норма, 2005. С. ХIV.
  14. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы международной научно-практической конференции/отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2015. 330 с.
  15. Международные пакты о прах человека: ценностные характеристики / материалы международной научно-практической конференции: отв. Ред. Т.А. Сошникова, Н.В. Колотова. М. Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. 312 с.
  16. Права человека — индикатор современного развития России: материалы Международной научно-практической конференции  / отв. ред. Т. А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,  2015. 355 с.
  17. Права человека в Российской Федерации: сб. докл. о событиях 2016 г. / [отв. ред. и сост. Н. Костенко]. — Москва :Моск. Хельсинк. Группа, 2017.  С. 21.
  18. Права человека. Отв. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2004. С. 1.
  19. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-еизд., изм. идоп.- М.: Статут, 2017. – С. 27.
  20. IV Международный научный конгресс «Глобалистика-2015»: перспективы развития международного права в условиях глобализации общественных отношений // Евразийский юридический журнал. № 10 (89). 2015. С. 348-353.
  21. Buryanov S.A. The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. 8.
  22. The Freedom of Thought report  // URL: http://freethoughtreport.com/ (Дата обращения: 17.11.2018).

 

[1]Права человека — индикатор современного развития России: материалы Международной научно-практической конференции  / отв. ред. Т. А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,  2015. 355 с.

[2]Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12. С. 4-13.

[3]IV Международный научный конгресс «Глобалистика-2015»: перспективы развития международного права в условиях глобализации общественных отношений // Евразийский юридический журнал. № 10 (89). 2015. С. 348-353.

[4] Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-еизд., изм. идоп.- М.: Статут, 2017. – С. 27.

[5] Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. – М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 511.

[6] Анисимов П.В. и др. Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики. (Под редакцией Ф.М. Рудинского). Волгоград. 2004. С. 6-8.

[7] Права человека. Отв. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2004. С. 1.

[8] Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Под ред.: Тиунов О.И. М.: Норма, 2005. С. ХIV.

[9] Карташкин В.А. Права человека и принципы международного права в XXI веке : монография. М.: Норма : ИНФРА-М. 2018. С. 31.

[10] Международные пакты о прах человека: ценностные характеристики / материалы международной научно-практической конференции: отв. Ред. Т.А. Сошникова, Н.В. Колотова. М. Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. 312 с.

[11]Гуманистический фактор в современном праве: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред Т. А. Сошникова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. 332 с.

[12] Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы международной научно-практической конференции/отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2015. 330 с.

[13] Бурьянов С.А. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М. 2017. С. 21.

[14] Бурьянов М.С. Свобода совести в условиях глобализации общественных отношений // Право и права человека: Сборник научных трудов молодых ученых / Отв. ред. Д. А. Ростиславлев. М.: Книгодел, 2017. –  С.92-96.

[15] Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. Под ред. И. Кондратьева. М.: Фонд "Здравомыслие", 2015. С. 8-10.

[16] Бурьянов С.А. Международно-правовые документы в области свободы совести и практика их реализации в Российской Федерации: Теоретико-прикладное исследование за 2011 год. М.: Моск. Хельсинк. группа, 2012. C. 17.

[17] Всемирный доклад – 2016: политика, движимая страхом, угрожает правам и свободам // Human Rights Watch 27 января  2016. URL: https://www.hrw.org/ru/news/2016/01/27/286133 (Дата обращения: 17.11.2018);

The Freedom of Thought report  // URL: http://freethoughtreport.com/ (Дата обращения: 17.11.2018).

[18]Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год // Российская газета - Федеральный выпуск №7270 (104). 17 мая 2017.

[19]Права человека в Российской Федерации: сб. докл. о событиях 2016 г. / [отв. ред. и сост. Н. Костенко]. — Москва :Моск. Хельсинк. Группа, 2017.  С. 21.

[20] Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. Информ.- аналит. отчет Ин-та свободы совести (вторая половина 2001 г. - конец 2004 г.) / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой ; Ин-т свободы совести. Москва, 2005. ([Науч. изд. 2-е, доп. и испр.]). 526 с.

[21] Buryanov S.A. The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. P. 8.

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт