- Информация о материале
- Автор: Администратор
Введение
Лосский полагал, что детерминизм обедняет мир [1]. Воззрения на свободу воли варьируют от нейрофизиологического фатализма [2, 3] до либертариаризма - анархо-коммунизма, анархо-каитализма, либертарного марксизма [4] и т.д. и инкомпатибилизма [5].
С одной стороны, релятивистское отрицание детерминизма основано не непонимании, что человек не может быть свободен 1) от внешних законов природы, 2) от законов анатомии и физиологии, биохимии и биофизики организма. Не только общественное, а конкретное бытие человека как открытую обществу и природе систему, определяет его сознание.
Но, как возражал Эпикур Демокриту, уж лучше поверить в бога, чем жить в такой жесткой предопределенности.
С другой стороны, актуализация вопроса обнаруживает понимание, что конкретно-историческое освобождение личности имеет социальную природу, есть даже понимание, что источником несвободы является труд, однако что именно в труде лишает свободы, и каким способом устранить эту несвободу, остается за рамками понимания. Например, анархист Боб Блэк предлагает вообще перестать заниматься общественно полезным трудом [6].
В связи с этим возникает задача прояснить, свобода от чего является актуальной и каковы условия ее достижения.
- Информация о материале
- Автор: Борис Ихлов
Великий Дуx несовершенен. У него есть светлая сторона и тёмная. Иногда тёмная сторона даёт нам больше знаний, чем светлая.
Индейский вождь Сиэттл
Мифы, Платон, теология
В индуизме мир возник из звука Ом, произведённого барабаном Шивы. По другой версии мир и человек появились из яйца, пришедшего из космоса, т.е. космос был до сотворения мира. Вселенную также порождают «первичное тепло» или первочеловек Пуруша - путем жертвоприношения частей своего тела самому себе и т.д.
Наконец, согласно основной версии, творцом жизни (но не мира) является один из богов Тримурти — Брахма. Другие члены индуистской троицы, Вишну и Шива, отвечают за поддержание и разрушение Вселенной.
Тримурти (санскр. «три лика») – духовное начало, Брахман, объединяющий Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое.
Большинство индуистов признают нечто единое и богоподобное, что творит, поддерживает и разрушает вселенную. Это дуалистическое направление рассматривает Брахман как безличный аспект личностного бога, являющегося в виде аватар Вишну, Кришны, Шивы или Шакти.
Однако данное воззрение родилось уже на поздних стадиях эволюции индуизма. В ведах слово среднего рода «brahman» изначально соотносилось с какой-либо молитвенной формулой или словесным выражением определённого универсального принципа. Лишь позднее оно стало использоваться в том числе и для обозначения самого этого принципа. Еще позднее данная концепция могла быть подвергнута персонификации в виде конкретного образа, грамматически перейдя в мужской род.
- Информация о материале
- Автор: Иван Кондратьев
22 апреля 2024 года в России отмечают 300-летие Иммануила Канта, философа мирового уровня, основоположника немецкой классической философии. В Московском Обществе Испытателей Природы (Московского Государственного Университета) состоялся ряд встреч (одна под руководством Боготского С.В.), посвященных этому событию. В частности, в секции лесоведения (руководитель Луговских А.Э.), состоялось два заседания, об одном рассказывается здесь.
06 мая 2024 года С.В. Григорьев, профессор МАНСИ, посвятил свое выступление связи Канта с русской жизнью и русской философией, в частности, была затронута тема контактов и преемственности от Канта и А.Т. Болотова, во время службы последнего в Кенигсберге, кантианства и гегельянства в русской философии.
Было отмечено, что само мышление Канта, его энциклопедичность, сосредоточенность на общечеловеческих проблемах, близко русскому образу жизни и деятельности. Видео выступления доступно здесь.
Несколько цитат по теме:
М.М.Филиппов "Новый Идеализм" (март-апрель 1903г.)
***
"Вечный мир - высшее политическое благо". Иммануил Кант.
***
"Главные результаты всей философии Канта могут быть выражены следующим образом.
Наше теоретическое познание, обусловленное чувственными формами пространства и времени и рассудочными категориями количества причинности и др., вращается исключительно в мире опыта. Теоретическое познание сверхчувственного, сверхопытного для нас недоступно. Единственное, что мы можем сказать о трансцендентных идеях, каковы идеи свободы, бессмертия и Бога, сводится к тому, что в этих идеях нет внутреннего противоречия и что, если нельзя теоретически доказать существования Бога, бессмертия и свободы, то точно также нельзя теоретически доказать их не существования. С теоретической точки зрения теизм и атеизм—равносильные и одинаково недоказанные и недоказуемые учения; но далеко в неодинаковом положении находятся оба эти учения, но отношению к практической философии, т. е. к философским основам нравственной деятельности человека.
Существование морального закона, позволяющего различать должное от недолжного, есть по Канту непререкаемый факт, непосредственно свидетельствуемый нашим сознанием. Этот моральный закон безусловен и не терпит никаких исключений. Но в противоположность всякому внешнему принуждению воли, закон этот только тогда и может считаться моральным, когда ему следуют свободно. Таким образом свобода воли является первым постулатом практического разума. Но воля, направленная моральным законом, имеет своим необходимым объектом достижение высочайшего блага в мире. Полное приспособление воли к высочайшему благу дает идеал святости, требующий бесконечного развития. Но бесконечное развитие возможно лишь в бесконечном времени, откуда является второй постулат— необходимое признание личного бессмертия, т. е. вечного существования моральной личности. Наконец необходимым условием для самого существования нравственного мира, стремящегося к высшему благу, является самостоятельное существование этого высшего блага, которое и есть Бог. Итак, хотя мы теоретически совершенно неспособны познать Бога и доказать существование абсолютной свободы воли и бессмертия моральной личности, но, исходя из несомненного существования нравственного закона, мы делаем истину существования Бога, бессмертия и свободы совершенно непререкаемой и не устраняемой более никакими софистическими доводами." М.М.Филиппов "Новый Идеализм"
- Информация о материале
- Автор: Борис Ихлов
Не указывай, как мне делать, и я не скажу, куда тебе идти.
Во втором томе книги «Открытое общество и его враги» Карл Поппер пишет:
«Идея т.н. трудовой теории стоимости, заимствованная Марксом у его предшественников (в частности, он ссылается на Адама Смита и Давида Рикардо) и приспособленная для его целей, достаточно проста… Тремя основными моментами моей критики являются следующие: (а) теории стоимости Маркса недостаточно для того, чтобы объяснить сущность эксплуатации; (b) для такого объяснения достаточно принять некоторые дополнительные допущения, что делает теорию стоимости излишней; (с) теория стоимости Маркса - это эссенциалистская или метафизическая теория. … если для объяснения результатов действия закона стоимости достаточно сформулировать законы спроса и предложения, то теория трудовой стоимости вообще не нужна…»
- Информация о материале
- Автор: Борис Ихлов
Три категории работников умственного труда — писцы, эксперты и литера-
торы - развиваются одновременно, а то и с одинаковой скоростью…
Раймон Арон, «Опиум интеллектуалов»
Введение
Поскольку законопослушные, добропорядочные и благонамеренные индивидуумы обязательно должны быть чем-нибудь заняты, рано или поздно это должно было случиться. К теологам присоединились те, кто описывает, как работают историки.
Действительно, скажем ретроспективно: уж коли есть философия науки, философия физики, философия права, философия реакций агглютинации и философия подкидного дурака, отчего бы не быть и философии истории.
«Ага!» - сказал индивидуум, и к историософам присоединилась армада кинокритиков, музыковедов, искусствоведов, литературоведов и прочих, прочих. Словом, интеллигенция размножается, мысль движется вперед и рано или поздно найдет себе укромный уголок, откуда уже ни у кого никогда не будет совершенно никакой возможности ее выковырять.
Казалось бы, еще вчера предметом жарких споров была модная тема тоталитарного режима. Еще вчера забыты архаичные диктатура пролетариата и, уж, разумеется, диктатура буржуазии. Но индивидуум хочет отличаться от серой массы протестующих. Нет, говорит он. Тоталитарный режим – это лишь эманация трансцедентальной апперцепции, в бытийственной же инсталляции эвдемонизма - не тоталитарный, но авторитарный режим! И тут индивидууму и почет, и уважение, и котлета.