Автор: Администратор

religions 

#Юридический_субботник - ментальная уборка законодателього бреда. Выпуск №42 – Об отношениях государства с исповедующими религию лицами в зарубежных странах. Часть 2. 

Продолжаем рвать шаблоны и пытаться посмотреть хоть сколько-нибудь объективно на забугорье. Сегодня под юридическим скальпелем - "бездуховные" Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Дания и Швейцария.

Норвегия. Конституция 1814 года накануне своего двухсотлетия (конкретно - в 2012 году) претерпела существенные изменения. Прежде в ст. 2 устанавливалось, что «Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей». В настоящее время же в Королевстве идет постепенный процесс секуляризации, в связи с чем несколько видоизменен конституционный статус Евангелическо-лютеранской церкви. Статья 2 теперь гласит, что «Нашими ценностями останутся наше христианское и гуманистическое наследие. Настоящая Конституция должна обеспечить демократическое государство, основанное на верховенстве закона и прав человека». То есть религия лишилась статуса государственной, однако, во-первых, христианство официально считается некой «государственной» ценностью, а, во-вторых, следует обратить внимание на следующие положения. Осталась без изменения конституционна норма, в соответствии с которой Король должен исповедовать евангелическо – лютеранскую религию. Также не изменилась норма, в соответствии с которой приcяга Короля перед Сторингом выглядит следующим образом: «Я обещаю и клянусь, что буду управлять Королевства Норвегии в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне Бог, всемогущий и всезнающий». Однако, стоит отметить, что, если прежде Король назначал Государственный совет, исходя из того, что, по меньшей мере, половина из членов должна была исповедовать государственную религию (ст. 12), то в настоящее время данное требование отменено. И, самое важное – ст. 16, которая в прежней редакции устанавливала, что «Король решает вопросы обо всех официальных, церковных и иных богослужениях, обо всех мероприятиях и собраниях по религиозным вопросам и наблюдает за тем, чтобы преподаватели официальной религии соблюдали установленные для них правила», в настоящее время серьезно видоизменена, и гласит: «Все жители Королевства имеют право на свободное осуществление их религии. Норвежская Евангелическо-Лютеранская Церковь остаётся Норвежской Государственной церковью, и как таковая будет поддерживаться государством. Более подробные положения относительно этого устанавливаются законом. Все религиозные и философские общины должны быть поддержаны на равных основаниях». То есть, получается, в Норвегии упразднена государственная религия, но при этом сохраняется государственная церковь. Не ясно, правда, в чем разница. 
    Кроме того, стоит отметить, что процесс секуляризации в Королевстве пошагово распланирован до 2020 года.   В настоящее время делами религии в Норвегии занимается Министерство культуры. Формальной главой Церкви по-прежнему остаётся Король. В соответствии с уже существенно видоизмененным законом «О норвежской церкви» от 1996г.  (в ред. от 2016 г.), дела обстоят покуда следующим образом. Законом существенно регулируются внутренние дела церкви (а не ее локальными актами, что говорит об отсутствии автономии), например: структура церкви, наименование и количество ее структурных элементов (ст.2), которые могут быть видоизменены Королем в соответствии с критериями, установленными Министерством (ст.2); вопросы принадлежности к церкви и членства в ней (при этом спорные вопросы в данной сфере решаются Министерством – ст.3); министерство также устанавливает правила церковной переписи (ст. 4), схему бюджетной политики, бухгалтерского учета и аудита, требуемых от Приходского совета (ст. 9), и т.д.  В планах же по секуляризации Королевства указывается необходимость чёткого разграничения компетенции государства и Церкви, а также изменение ее финансирования. Если ранее Церковь фактически была подчинена государству, полностью им финансировалась, Король назначал духовенство, то теперь предлагается сформировать церковь как самостоятельное юридическое лицо, которое ежегодно при этом будет получать грант от государства, передаваемый Синоду. то есть, будут существенно видоизменены и расширены их обязанности в управлении финансами Церкви. Однако, ответственность за реализацию этих средств Церковь по-прежнему будет нести перед государством и муниципальными образованиями. Итого. получается, что, в соответствии с Конституцией, Евангелическо-лютеранская церковь останется государственной, но при этом будет обладать большей автономией, в частности, в аспекте назначения своих духовных лиц, но меньшим финансированием – с, казалось бы, большей свободой распоряжения им, но, однако, сохранением строгой отчётности перед государством. 

    Финляндия. Конституция не предусматривает каких – либо привилегий для определенных религиозных объединений, и гарантирует каждому свободу религии и совести, которая включает «право признавать и исповедовать религию, знакомить со своими убеждениями, право принадлежать или не принадлежать к религиозной общине». Данное положение развивает закон «О свободе религии». Отдельно статус Евангелическо-лютеранской церкви и Православной церкви регулирует закон «О церкви». Он определяет вопросы членства, положение Синода и вопросы выборов духовенства, подразделение церкви на епархии, подробно – трудовые отношения священнослужителей, их пенсионное обеспечение и т.д. Особо следует отметить наличие священнослужителей в местах лишения свободы и вооруженных силах. 
    Не было обнаружено информации, в соответствии с которой Евангелическо-лютеранской церкви или любому другому религиозному объединению прямо бы предоставлялся особый правовой статус. Однако, отметим, что религиозные праздники в Финляндии установлены в качестве государственных (ст. 3). Кроме этого, в Финляндии существует церковный налог, который уплачивают исключительно ее члены. Он составляет 4/5 от общего дохода церквей. Данный налог взимается государством. Остальная доля финансируется им же - в знак признания властями «социальных заслуг» церкви. Кроме того, государство обеспечивает содержание церковных зданий, составляющих историческую т культурную ценность. Доля такого участия определяется в бюджетных договорах. 
То есть государство отводит евангелическо-лютеранской и православной церквям особую роль, обеспечивая их финансированием за счет бюджета, и, при этом, регулируя законодательно некоторые вопросы внутренней деятельности – что говорит об отсутствии автономии религиозных объединений. 

    Дания -  в соответствии с Конституцией Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства (ст. 4). При этом король должен быть членом церкви (ст.6). В настоящее время и вовсе Королева возглавляет церковь. Закон Королевства устанавливает Устав церкви. 
Для того, чтобы решить вопрос о влиянии религии на общественно-политическую жизнь в Дании, необходимо определить, какими полномочиями обладает Король (в настоящее время – Королева).  В соответствии с Основным законом, Король Дании осуществляет исполнительную власть, а также законодательную – совместно с Фолькетингом (ст.3). Ст. 12 гласит, что «король обладает в пределах, установленных настоящей Конституцией, верховной властью по всем вопросам Королевства и осуществляет такую верховную власть через министров». Кроме того, он назначает и отправляет в отставку Премьер-министра и других министров, решает вопросы об их количестве и распределении полномочий (ст. 14). Король может подвергнуть их импичменту. Он также ведет заседания Государственного совета, который состоит из назначенных им министров. В нем обсуждаются все законопроекты и важные правительственные акты (ст. 17).  Король также представляет Данию на международной арене (ст. 19). Король обладает правом законодательной инициативы (ст. 21), правом созыва Фолькетинга (ст. 35), а также важнейшим полномочием в законодательной власти – правом одобрения законов, которые без актового не считаются принятыми (ст. 22).  Кроме прочего, Король обладает правом помилования (ст. 24), правом распоряжаться о выпуске в оборот денежных средств (ст. 26). 
    То есть, Король в Дании обладает реальными полномочиями, влияющими на жизнь государства и общества. Значит, его принадлежность к Евангелическо-лютеранской церкви не может не оказывать на них определённого влияния. 

    Швейцария. Конституция, хоть и содержит в Преамбуле фразу «Во имя Всемогущего Бога!» и говорит об «ответственности перед Творцом», гарантирует каждому свободу вероисповедания и совести, вкупе с запретом принуждений в данной сфере (ст. 15). Кроме того, устанавливается, что регулирование отношений между церковью и государством является обязанностью кантонов, а также запрещается строительство минаретов (ст. 72). 
Помимо этого, Федеральный закон по защите животных запрещает ритуальное заклалние кошерных и халяльных животных. В некоторых кантонах запрещено ношение хиджаба в школах. Интересно также отметить, что, в соответствии с докладом Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF), все 26 кантонов, за исключением Женевы, Невшатель и Тичино оказывают финансовую поддержку по крайней мере, римско-католической церкви. Она включает, в том числе, средства, собранные через обязательный церковный налог для зарегистрированных членов церкви. Церковный налог является добровольным в Тичино, Невшатель, и Женеве, тогда как в остальных неуплата церковного налога ведет к официальному исключению из членов церкви. Кантон Ваадт является единственным, в котором отсутствует церковный налог, при этом протестанты и католики субсидируются непосредственно из бюджета кантона. Мусульмане и другие непризнанные религиозные группы не имеют права на получение средств, и не облагаются церковным налогом. Помимо этого, в большинстве кантонов автоматически предоставляется освобождение от уплаты налогов для тех религиозных общин, которые получают финансовую поддержку, в то время как все другие религиозные общины должны подать заявку на получение такого освобождения или льгот. 
    Итак, совершенно очевидно о предоставлении в Швейцарии привилегий одним религиозным объединениям, и ограничении в правах других. 

    Нидерланды. Конституция 1983 года запрещает дискриминацию, в том числе на основании вероисповедания (ст. 1), а также гарантирует каждому право на свободу исповедания религии – индивидуально или совместно, при условии соблюдения закона (ст. 6). Ст. 23 гарантирует право на получение образования в соответствии со своим вероисповеданием. Важно отметить, что конфессиональные школы составляют 2/3 от всех школ Нидерландов, и финансируются государством аналогично светским.  
    Конституция не говорит об отделении церкви от государства, однако, на него указывают голландские правоведы, уточняя некоторые особенности. В частности, говорится, что государство дает больше возможностей, чем в иных странах, для «присутствия религии в праве и различных сферах общественной жизни». 
Религиозные объединения в Нидерландах имеют статус юридического лица. Причем важно отметить, что это не зависит от их численности, давности существования, религии, роли и иных факторов – юридически все они совершенно равны в правах. 
    Основополагающее значение при характеристике отношений между государством и религиозными объединениями имеет вопрос финансирования последних. В Нидерландах отсутствует прямое финансирование государством. Однако, помимо финансирования школ, имеются механизмы получения бюджетных средств. К примеру, это относится к финансированию мероприятий в социально-культурной сфере – например, спортивных, молодежных и иных; финансирование института  капелланства; содержание некоторых видов церковных зданий; предоставление налоговых льгот. 

источник


    Юлия Федотова 

12 августа в 7:56