Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

r7i 2ViM2N4

Во все времена находились прогрессивно мыслящие умы, которые не могли мириться с религиозной фантастикой, выдававшейся жреческо-богословскими кругами за правду. Жертвуя собственным благополучием и нередко жизнью, они упорно пробивали человечеству путь к истине – к верному миропониманию и мироотношению людей.

Сегодня, к сожалению, после продолжительной болезни скончался один из таких властителей свободолюбивых мыслей мусульманского Востока – доктор философских наук, профессор Салих Шабанович Муслимов, основатель и главный редактор первого в Республике Дагестан философского журнала «Голос разума», который издавался под эгидой Российского гуманистического общества (РГО), и который хорошо был знаком читателям журнала «Здравый смысл», где он выступил с глубокой и содержательной статьей «Какая вера нам нужна?» (Здравый смысл, №№ 61 – 62, 2011/2012, с.86 – 90).

Творческая активность профессора Муслимова хорошо всем была известна – он не из тех, кого можно назвать кабинетными исследователями. Его книги и статьи создавались на основе личного жизненного опыта специалиста и человека, искренне обеспокоенного жизнью конкретных людей и их сообщества. Содержательная ценность работ Салиха Шабановича определяется еще и тем, что он тонко чувствовал психологию ислама и психологию своих соотечественников, проявляя исключительную проницательность при анализе теневых сторон религиозной идеологии и культа, показывая причины и истоки заблуждений верующих, критикуя извращенные и экстремистские версии этой религии.

Салих Муслимов принадлежал к тому поколению советских исламоведов, которое продолжили лучшие традиции российского исламоведения XIX-XX вв. - честных и бескорыстных искателей истины под благородным девизом «Правды и ничего, кроме правды!».

При чтении работ Муслимова С.Ш. нельзя не испытывать восхищения мужеством автора, когда он говорит об антиконституционных установках церкви и власти в России по отношению к свободомыслию и неверующим.

Это мужество подкреплено последовательным исследованием религиозных феноменов в русле научной методологии. Здесь воедино слиты методы полевых наблюдений, данные социологических опросов, доскональное изучение исторического опыта ислама, использование обильного архивного материала, внимательное научно-философское осмысление фактов, собранных за огромный период своей научной работы.

Особо тщательным выглядит анализ религиозно-политического экстремизма, произрастающего на почве идеологии исламизма. Салих Шабанович справедливо считал, что основные причины современного экстремизма и терроризма в России коренятся в сфере социально-экономических отношений, когда в условиях дикого коррумпированного капитализма частная собственность и рыночные отношения освящаются религией, в результате чего закрепляют возникающую здесь социальную несправедливость посредством ее «сакрализации». При этом профессор Муслимов отмечал, что такого рода исламские ценности не совместимы с принципами современного гражданского общества в плане реализации гражданином и человеком своих прав на свободу совести, убеждений и т.д.

Одновременно, при чтении работ Салиха Шабановича, нельзя не обратить внимания на высокий уровень его толерантности и тактичности в отношении чувств верующих. В его научных работах исключены какие-либо излишне категоричные и резкие высказывания, сомнительные эпитеты в адрес верующих. Он относился с пониманием и уважением к убеждениям религиозного сообщества, что не мешало ему с опорой на факты справедливо критиковать различные формы манипуляций и грубого обмана верующих со стороны радикальной части «братьев-мусульман» и других представителей радикального политического исламизма.

Не вызывает сомнений, что труды профессора Салиха Шабановича Муслимова будут в дальнейшем вызывать немалый интерес у читателей, в том числе ученых, исследующих сложный комплекс исламской и исламистской проблематики, а также религиозно-политического экстремизма и терроризма.

В моей памяти уважаемый Салих Шабанович Муслимов остался настоящим мужчиной, добрым и гостеприимным мусульманином, который для меня был примером для подражания.

Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма скорбит и выражает свои искренние соболезнования родным и близким Салиха Шабановича в связи с его безвременной кончиной.



СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

#гуманизм #светскость #свободомыслие #атеизм #иванеев