Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

DSC02452

Современный мир, насыщенный конфликтами, постоянным столкновением интересов различных социальных, политических и других субъектов, сейчас воспринимается как рискогенный, и поэтому российское общество сегодня остро нуждается в своей модернизации и инновационных прорывах. Это означает постоянные поиски ресурсов и исследование механизмов, способных обеспечить эти востребованные трансформации.  Для современной постиндустриальной организации нашего общества и его информационной основы одним из важнейших ресурсов становится знание, освоение новых технологий и человеческого капитала, раскрытие социокультурных и ценностных измерений человека.

Но, в целом, суть проблемы в ее философском осмыслении в том, чтобы рационализировать и моделировать тот инновационный потенциал, который заключен в светском типе организации российского общества, и включить его в эффективные условия развития страны. Наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация – формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Глобализация впервые порождает единое планетарное пространство, изменения содержания которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества. 

Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают сегодня уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональной замкнутости. Поэтому сегодняшняя «мусульманская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали. 

Сегодня светская мораль является проводником общественного прогресса, гуманизма и культуры. Она лежит в основе светского образования, которое, находит новые формы инновационного содержания будущего, переносит это содержание в сознание и ценностные ориентиры наших современников.

И сегодня важной задачей военно-политического руководства становится осмысление роли и смысла ценностно-культурных и образовательных инноваций, которые составляют одну из важных основ современного научного и демократического мировоззрения, способствуют гармонизации межнациональных отношений в стране, что, естественно, будет способствовать укреплению обороноспособности государства. Эта традиция образования особенно востребована сегодня, когда Россия, создавая свою систему эффективного образования, ориентируется на достижения передовой мировой науки и новые социально-культурные, образовательные технологии, но в первую очередь – на свою самобытность и уникальное место и роль в современном мире.

Когда мы начинаем говорить о гармонизации межнациональных отношений в стране, то должны вспомнить одну из притч древних времен, где рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Однажды случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что ты пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И тогда человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени потерял оба. Веками существовала межплеменная и межнациональная вражда. Выдающиеся умы всех времен и народов мечтали об обществе социальной гармонии, о государстве дружбы и братства.

Сегодня любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что невозможно добиться гармонизации межнациональных отношений в стране и в военной организации государства без формирования научного мировоззрения, т.к. любая религия не толерантна по самой своей природе. Признавая истиной только веру в «своего бога» и «правильной» только систему своего культа, такая религия признает все остальные в лучшем случае ошибочными, а то и прямо враждебными, требующими борьбы с ними вплоть до уничтожения, как, например, принцип джихада.

Таким образом, изначальная межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, мешающим общению и сближению различных этносоциальных сообществ, что отражается, подчас, и на отношениях между государствами и при сплочении воинских коллективов. Поэтому нетрудно понять, что никакая религия не может быть использована в качестве идеологической платформы, всегда тая в себе риски раздора. Именно поэтому в современных условиях гармонизации межнациональных отношений так необходимо формирование у сегодняшних защитников Отечества конституционно-правового мировоззрения с воспитанием личностного освоения социальности как сущности человека в целях предупреждения проявлений экстремизма и терроризма в России.

Однажды крупный эксперт в вопросах борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке Беньямин Нетаньяху высказал удивительно глубокую мысль о том, что ФБР в США – это всего лишь «ослепленный Самсон», который может сражаться, но не в состоянии видеть своих врагов.

Наверное, подобную фразу по аналогии можно адресовать, к сожалению, и нашим правоохранительным органам, которые, конечно же, многое делают в целях предотвращения террористических актов, но не состоянии осознать главное: отсутствие объединяющей светской культуры является основным фактором духовного кризиса российских народов, приводящей к межнациональной разобщенности и дисгармонии, но и то, что весь наш дальнейший прогресс зиждется не на религии, а на научно-техническом и светско-культурном потенциале, поэтому любые попытки подменить его религиозным мировоззрением есть откат к средневековым вариантам господства ненаучного понимания объективных законов природы, общества и мышления.

Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет. Культура открывает такие направления развертывания субъектности, как пространство, время, смысл, символы, жанры, стили, структура деятельности, понимание, коммуникации, диалог и партнерство, цели и идеалы.

Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное. Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке. Поэтому она всегда гуманистична.

Часто от пропагандистов и защитников религии в армии можно слышать об эффективности с помощью религиозной морали гармонизировать межнациональные отношения, что, конечно же, не соответствует истине. Сможет ли назначенный православный священнослужитель, занимающий должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими способствовать профилактике правонарушений и суицидальных происшествий в подразделениях с призывниками из Северного Кавказа?

Конечно, нет. Они его просто не будут воспринимать. Один из авторов научной монографии «Молодежь о религии и религиозном экстремизме» – профессор С.Ш. Муслимов провел в январе-мае 2013 года социологическое исследование среди молодежи Дагестана по теме «Идеологические основы профилактики экстремизма и терроризма». Более 40 % опрошенных однозначно считают ислам истинной и последней мировой религией, которую должны принять все народы мира добровольно или принуждением.

Более того, говоря об исламе, согласно Корану, тех, у которых нет богобоязненности и веры в Аллаха, на том свете ждут страшные наказания: «Поистине тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах – великий, мудрый» (4.59 (56). В связи с тем, что таких угроз в адрес неверующих в Коране сотни, то в целом этику Мухаммеда и ислама авторитетный профессор С.Ш. Муслимов назвал «этикой страха и наказания», которая, естественно, не будет способствовать гармонизации и единению межнациональных отношений в военной организации государства, как равно и любая иная религиозная этика с ее принципом религиозной исключительности и превосходства.

Таким образом, необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Сергей Иванеев, кандидат юридических наук, подполковник юстиции в запасе, преподаватель кафедры Государственных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»

21 марта 2019 г.

подробнее здесь