Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

«Я не хочу жить лучше своего народа,

я не могу и не хочу жить и видеть истребление,

агонию моего народа.

Я хочу разделить его судьбу полностью,

до конца и без оглядки».

(А.П. Довженко)

 

 К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРИНЦИПА ОБЪЕКТИВНОСТИ В

ЛОГИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВОЙ НАУКИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы обоснования содержания и востребованности принципа объективности рассмотрения как необходимого элемента в аргументации и доказательства истины в военно-правовой науке.

В статье подчеркивается, что для решения важнейшей проблемы современного человечества – проблемы мира, созидание и совершенствование демократических форм общества в условиях новых вызовов и угроз  со стороны коллективного Запада необходимы не только новые педагогические методики и технологии, новые приемы обучения, основанные на дистанционных возможностях и компьютерном коммуникационном пространстве, на потенциале интерактивных процессах в группах обучающихся, но и новые формы осуществления самого образования: экофилософское мировоззрение и современная картина мира, принципы гуманизма и человекоразмерности, включение в систему образования категории и ценности «жизни», а также осуществление процесса социализации призывников на основе требований новой целостности, включающих и социально-экологические ориентиры.  

Ключевые слова: принцип объективности рассмотрения, доказательство истины, свобода совести, религия, светскость, гуманизм.

 

ON THE PROBLEM OF JUSTIFICATION OF THE CONTENT AND DEMAND FOR THE PRINCIPLE OF OBJECTIVITY IN

THE LOGIC OF MODERN MILITARY SCIENCE

 

Abstract: the article examines the problems of substantiating the content and relevance of the principle of objectivity of consideration as a necessary element in the argumentation and proof of truth in military legal science.

The article emphasizes that in order to solve the most important problem of modern humanity - the problem of peace, the creation and improvement of democratic forms of society in the face of new challenges and threats from the collective West, not only new pedagogical methods and technologies are needed, new teaching methods based on distance learning and computer communication space, on the potential of interactive processes in groups of students, but also new forms of implementation of education itself: an eco-philosophical worldview and a modern picture of the world, the principles of humanism and human dimensions, the inclusion of the category and value of “life” in the education system, as well as the implementation of the process of socialization of conscripts based on the requirements of a new integrity, including socio-ecological guidelines.

Key words: principle of objectivity of consideration, proof of truth, freedom of conscience, religion, secularism, humanism.

14 декабря 2023 года прямая линия Владимира Путина с гражданами и большая пресс-конференция с представителями СМИ прошли в совмещённом формате в Москве, в Гостином дворе, где в прямом эфире Президент Российской Федерации подвёл итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны.

«Поэтому главное – это укрепление суверенитета», - заявил национальный лидер. «Укрепление суверенитета внешнего, так скажем, – это значит укрепление обороноспособности страны, безопасности по внешнему контуру. Это укрепление общественного суверенитета, имеется в виду безусловное обеспечение прав, свобод граждан страны, развитие нашей политической системы, парламентаризма. Ну и, наконец, это обеспечение безопасности и суверенитета в сфере экономики, технологического суверенитета».[1]

Заявление национального лидера вполне справедливо, т.к. в рамках укрепления обороноспособности нашей Родины современный этап развития военно-правовой науки требует уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера как исходным условиям достоверности научных знаний, проблемам, связанным с расширением методов научного исследования правовых явлений, совершенствованием их познавательного инструментария, а также с определением специфических путей познания и способов получения результатов исследований[2].

Именно поэтому, теоретические исследования в области военного права являются необходимым теоретическим фундаментом всех других исследований в данной сфере, поскольку они «отражают закономерные и необходимые связи между нормами и институтами отрасли права, раскрывают сущностные, устойчивые признаки, свойства регулируемых общественных отношений, механизм реализации норм права, причины и закономерности функционирования и развития предмета этой отрасли права»[3].

В условиях прохождения военной службы офицерами, имеющими теологическое сознание, которые находятся в плену иллюзорных представлений о мире и своем месте в нем, резко возрастает понимание антинаучности субъективно-идеалистического толкования истины, хотя, конечно, признание концепции соответствия знаний действительности само по себе еще не гарантирует подлинно научного подхода к истине. Для военно-научного познания особенно важна качественная характеристика гносеологической основы, на которой развивается концепция соответствия знаний объективной действительности и которая отражает сущность философской системы.

Зададимся резонным вопросом: каким образом мы, военные юристы, сможем уделять особое внимание фундаментальным проблемам методологического характера в условиях, когда огромное количество военнослужащих имеют догматическое мышление религиозного средневековья?

В 1993 году, т.е. еще тридцать лет назад один из самых талантливых социальных философов – Ричард Иванович Косолапов выступил с Человеческим манифестом «Обращение к Разуму», где с тревогой за оскорбленную, униженную и растерзанную Родину рассказал о лицедеях и «академиках», угоднически подыгрывающих политике «мягкой» американской оккупации и разорении России, когда «даже крайний пессимист не мог и предположить, что будет позволено возобладать развратной пустышке под названием «новое мышление для нашей страны и для всего мира», означающей казнь логического и гуманитарного мышления вообще. То был сигнал, после которого начался разбойный погром наследия Античности и Возрождения, Просвещения и революционного демократизма, славянской духовности и диалектического материализма. Погром, который продолжается до сих пор, оставляя за собой интеллектуальную пустыню, где культивируется только мистика и ложь»[4].

Сегодня мы наблюдаем как американский империализм ответил на распад СССР масштабным глобальным военным наступлением, включая войну в Персидском заливе, бомбардировками Югославии, вторжением в Ирак и Афганистан, а также бомбардировками Ливии и Сирии. Каждая из этих войн, приведшая к гибели сотен тысяч людей, только углубила и усилила кризис глобальной гегемонии США. В течение последующих полутора десятилетий США превратили «войну с террором» в «конфликт великих держав», спровоцировав переворот на Майдане в 2014 году, который перерос в начало специальной военной операции в 2022 году. Администрации Обамы, Трампа и Байдена проводили агрессивную политику. протекционистские меры в рамках торговой войны с Китаем, которая грозит перерасти в военный конфликт.

В эпоху глобализации встает вопрос о нашей новой методологии, которая будет соответствовать новым вызовам и угрозам XXI века и ей может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека[5].

В России XXI века современный молодой человек призывного возраста сталкивается с противоречиями действительности, с теми огромными и сложными задачами, которые выдвинула наша переломная эпоха, он стремится философски осмыслить свое существование, определить свое место в мире, свое жизненное назначение, найти те принципы и критерии, которые помогали бы ему занимать верную позицию в конкретных жизненных ситуациях. Он ищет точку опоры вне себя и в самом себе, те реальные основания и силы, полагаясь на которые, он мог бы действовать уверенно, добиваться осуществления своих идеалов и целей. Он спрашивает о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии, о природе идеалов и других ценностей, об объективном и субъективном, об отношениях между обществом и конкретном человеческим индивидуумом, о том, каковы основания его творческой активности и моральной ответственности.

Проблемы человека – «вечные» проблемы, но они и вечно новые проблемы, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, сам человек. Это породило сильное противоборство личности, стремление защитить свою свободу и индивидуальность, найти новое оправдание жизни, мобилизовать все наличные материальные и духовные силы для того, чтобы справиться с бременем своей судьбы, решить те сложные и трудные задачи, которые поставила перед ней жизнь.

Именно поэтому мы наблюдаем сегодня возросший интерес молодежи к религии, мистике и народной магии, и это, отнюдь, не радует нас.

«Наука едина и нераздельна. Нельзя заботиться о развитии одних научных дисциплин и оставлять другие без внимания. Нельзя обращать внимание только на те, приложение к жизни которых сделалось ясным, и оставлять без внимания те, значение которых не осознано и не понимается человечеством»[6]. Эта мысль В.И. Вернадского, не утратившая и сегодня своего значения, — путеводная нить к экофилософскому синтезу и отбору традиций Русского Мира — имен, идей мыслителей прошлого, философских и художественных образов, востребованных для работы и включения их в новые образовательные программы.

Продолжая мысль В.И. Вернадского, необходимо заявить, что не только наука едина, но и искусство, наука и философия, — и особенно в России — сохраняя свои черты, дисциплинарные границы и социальные функции, всегда были «нераздельны». Нельзя не согласиться с Э.В. Барковой, что «в контексте открыто-целостного экофилософского мировидения восстановление законного первенства и общего научно-культурного статуса и научных школ не только известных философов, но многих в действительности великих мыслителей, раскрытие философского смысла их научных или художественных открытий, введение в обязательные учебные программы этих русских и советских ученых, продвижение сделанного ими в СМИ — все это ориентир для восстановления и достойной их оценки их вклада в историю Культуры и путь к расширению границ культурного пространства-времени Русского Мира»[7].

Не менее важно другое — открывающийся в новое историческое время крупный экофилософский смысл исследований, которые проводились русскими исследователями-естествоиспытателями, врачами, поэтами, писателями-фантастами, неузнаваемый в пространстве философии в силу их «приписанности» к тем или иным «ведомствам», утвержденным в формальных классификациях наук и искусств. Экофилософская интерпретация многих имен и открытий — возможность преодоления формальных барьеров для раскрытия планетарного масштаба русской научной и художественной культуры, что важно для перспектив развития Русского мира XXI века.

Возникает вопрос: какими принципами должен сегодня руководствоваться субъект военно-научного познания, осуществляющий процесс доказательства истины в условиях клерикализации светского пространства?

Анализ показывает, что система таких принципов для современной военно-правовой науки определяется, с одной стороны, рассмотренной логико-гносеологической природой доказательства истины, с другой стороны, спецификой самого военно-научного познания, его конкретно-предметной областью. К принципам, отражающим преимущественно гносеологическую природу доказательства истины в военно-научном познании, относятся принцип определяющей роли военной практики и принцип единства теории и практики; к принципам, отражающим преимущественно логическую природу доказательства истины, относятся принцип достаточного основания и принцип полноты и конкретной завершенности доказательного процесса; особое значение имеет принцип социально-политического подхода в доказательстве истины военно-научных идей[8].

Направляя наш взор на западное стратегическое направление, необходимо признать, что сегодня как никогда необходима Победа Русского мира как условие Возрождения XXI века, когда умение ориентироваться в диалектике необходимых и случайных связей имеет большое значение для военной науки и практики.

Таким образом, для решения важнейшей проблемы современного человечества – проблемы мира, созидание и совершенствование демократических форм общества в условиях новых вызовов и угроз  со стороны коллективного Запада необходимы не только новые педагогические методики и технологии, новые приемы обучения, основанные на дистанционных возможностях и компьютерном коммуникационном пространстве, на потенциале интерактивных процессах в группах обучающихся, но и новые формы осуществления самого образования: экофилософское мировоззрение и современная картина мира, принципы гуманизма и человекоразмерности, включение в систему образования категории и ценности «жизни», а также осуществление процесса социализации призывников на основе требований новой целостности, включающих и социально-экологические ориентиры.

 

Список литературы:

 

1.              Баркова Э.В. Cтратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву// Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197.

2.              Баркова, Э. В. Традиции философии и культуры русского мира против «новой нормальности» глобальных элит : Научно-философский очерк / Э. В. Баркова ; Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Мих. Туган-Барановского Лаборатория экофилософских исследований; Научно-исследовательский институт истории, экономики и права НИЦ экофилософии; Русское Космическое Общество; Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова Кафедра истории и философии; Ноосферная общественная академия наук; Российская экологическая академия. – Санкт-Петербург : Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2023. – 56 с. – ISBN 978-5-00188-301-2. – EDN EBOEGH.

3.              Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // [Электронный ресурс] URL: https://imhotype.livejournal.com/448150.html

4.              «Введение в теорию военного права (монография)» (Корякин В.М.) (Российский военно-правовой сборник n 9: Военное право в xxi веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». «За права военнослужащих», 2007).

5.              Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986.

6.              Иванеев, С. В. Принцип объективности рассмотрения в логике современной военно-правовой науки / С. В. Иванеев // Военно-юридический журнал. – 2018. – № 12. – С. 3-6. – EDN YOYLYD.

7.              Обращение к разуму: Человеч. манифест / Ричард Косолапов, Игорь Хлебников. - Москва: МП «Палея», 1993. - 58 с.

8.              Сайт Президента России: http://kremlin.ru/events/president/news/72994

9.              Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2004. Т. 2: Логика правового исследования. С. 116.

 


[1] Сайт Президента России: http://kremlin.ru/events/president/news/72994

[2] «Введение в теорию военного права (монография)» (Корякин В.М.) (Российский военно-правовой сборник n 9: Военное право в xxi веке. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». «За права военнослужащих», 2007).

[3] Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2004. Т. 2: Логика правового исследования. С. 116.

[4] Обращение к разуму: Человеч. манифест / Ричард Косолапов, Игорь Хлебников. - Москва: МП «Палея», 1993. - 58 с.

[5] Баркова Э.В. Cтратегии развития экофилософии: к новому гуманитарному прорыву// Право и практика. 2017. № 4. С. 188-197.

[6] Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России //

[Электронный ресурс] URL: https://imhotype.livejournal.com/448150.html

[7] Баркова, Э. В. Традиции философии и культуры русского мира против «новой нормальности» глобальных элит : Научно-философский очерк / Э. В. Баркова ; Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Мих. Туган-Барановского Лаборатория экофилософских исследований; Научно-исследовательский институт истории, экономики и права НИЦ экофилософии; Русское Космическое Общество; Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова Кафедра истории и философии; Ноосферная общественная академия наук; Российская экологическая академия. – Санкт-Петербург : Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2023. – 56 с. – ISBN 978-5-00188-301-2. – EDN EBOEGH.

[8] Давыдов В.С. Проблема доказательства истины в военно-научном познании (Логико-гносеологический анализ). ВПА им. В.И. Ленина. М., 1986. С. 1

 

Сергей Иванеев - кандидат юридических наук, старший преподаватель департамента права Института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России), подполковник юстиции запаса.

 

Сергей Кочешев (в соавторстве) – кандидат юридических наук, главный редактор журнала «Военно-юридический журнал», проректор по воспитательной работе и безопасности Московского университета имени А.С. Грибоедова, член научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации, Почетный военный юрист, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник юстиции запаса.