Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

иванеев даг

Очень много вызывает вопросов позиция редакции мусульманской газеты "АС-САЛАМ", которую я с интересом прочитал в Махачкале.
В ней родителям школьников предлагается "решить вопрос" с теми учителями, которые вводят ограничения на ношение религиозной одежды в общеобразовательных организациях. Всё это печально, т.к., к сожалению, в современном российском обществе в светское образование (в основном в средней школе) начинает входить обучение религиозной культуре, что ставит под вопрос традиционную обособленность друг от друга этих сфер культуры.
Несмотря на то, что отделение церкви от государства остается конституционно закрепленным принципом нашего светского общества, включение в школьное образование элементов религиозной культуры активно поддерживают некоторые педагоги, работники сферы просвещения, представители интеллигенции. Основная аргументация сводится, как правило, к тому, что без религиозных ценностей светское образование само по себе не способно сформировать свое духовно-нравственное содержание, необходимое для социализации и воспитания подрастающих поколений.
 
Таким образом, истоки светского образования усматриваются не в развитии современного общества – его науки, культуры, необходимости адаптации к нему людей, способных профессионально решать различные проблемы, а в традициях религиозной культуры, причем все это – якобы «установленный научной факт». История религии, практика ее организации в обществе показывает, что она всегда внутренне отделена от светского начала. Религиозное мировоззрение, в котором обязательны такие установки, как приоритет веры и чуда над фактами и доказательствами, приоритет трансцендентного над «земным» - не может принять научную картину мира, в которой бытие Бога ставится под сомнение, несмотря на существование самых разных тайн мироздания.
Истинно верующий человек сомневается в светских ценностях бытия и их приемлемости для своей собственной жизни.
Ни в коей мере не подвергая сомнению ценности религиозной культуры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций оказываются первостепенными. Светская культура ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности.
Она – антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. Чем более развитым становится общество на основе принципов светской культуры, тем более завершенной – в экзистенциальном и духовном смысле – оказывается светская система образования.
 
В ближайшее время Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма обратится за разъяснением к главному редактору этой очень уважаемой газеты, которую я сам периодически читаю, по поводу данной публикации, т.к. слово "решить" каждый понимает по-своему.
 
С.В. Иванеев