- Информация о материале
- Автор: Администратор
Изображение отсюда, здесь же подробности процесса
Профессор Академии труда и социальных отношений, д-р философских наук ЕКАТЕРИНА ЭЛБАКЯН: “Если господствующая в РФ Церковь будет укреплять позиции при помощи государства, она попадает в ситуацию полной несвободы” |
|||
«Портал-Credo.Ru»: В Ставрополе идет судебный процесс над атеистом, который заявил, что «Бога нет», и был за это обвинен в оскорблении чувств верующих. Как бы Вы могли прокомментировать эту ситуацию? Екатерина Элбакян: Первое, на что хотелось обратить внимание, это то, что слова «Бога нет» совершенно не означают, что человек – атеист, потому что есть религии, в которых теистический личный Бог отсутствует. Практически все восточные религии таковы: это и буддизм, особенно в его южной форме, и конфуцианство, и даосизм и так далее. И второе, на что следует обратить внимание, что Виктор Краснов позиционирует себя не как атеист, а как агностик. Агностик — это человек, который не обладает знанием о том, есть Бог или нет Бога. Он предполагает, что Его нет, но не настаивает на этом, этого не утверждает. Насколько я понимаю, эта фраза, за которую его судят, была сказана в определенном контексте. В силу каких-то неведомых причин, о которых можно только догадываться, ее вырвали из этого контекста, представив Краснова в виде монстра, который оскорбляет чьи-то чувства. На самом деле, это высказывание, на мой взгляд, ничьих чувств оскорбить не может, потому что это его частное мнение, это его мировоззренческий выбор. И человек у нас, по-моему, имеет право верить в Бога, не верить в Бога, верить в богов, а не в Бога, верить в какие-то гадания, астрологические прогнозы, которые есть в каждом журнале. Строго говоря, эти астрологические прогнозы ведь тоже должны оскорблять чувства православных верующих. Должны их оскорблять и какие-то другие издания, которые имеются у нас в стране и продаются в каждом киоске. |
Также хотелось бы отметить, что эта 148-я статья, внесенная в Уголовный кодекс, довольно странная была изначально и казалась странной, потому что понять и формализовать оскорбление религиозных чувств нельзя — это настолько внутренне состояние человека, его чувства, его ощущения. И оскорбление этих чувств или наоборот им потакание — это сугубо эфемерное действо. Человек, живущий рядом с храмом, может сказать, что колокольный звон оскорбляет его чувства, мешает ему жить, раздражает его. И что теперь? Он неверующий человек — его это раздражает. Но так сложилось, что у него под окнами построили храм, или он там всегда был. И теперь этот человек может сказать, что уберите отсюда храм, уберите этих верующих, которые туда идут, они меня раздражают. Но это же глупая ситуация. Чувства — это внутренний мир человека. И формализовать их настолько, чтобы можно было судить человека из-за чувств, — мне кажется, что это глупость.
|
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Some things might be incompatible with peace. Photograph: Jayel Aheram / Flickr
Нерелигиозные люди занимают более либеральную и миролюбивую позицию по большинству проблем, связанных с применением насилия: пытки, телесные наказания, империализм и др.
На фоне неизбежных новостей о зверствах одних людей по отношению к другим негромкий голос правды говорит нам, что на самом деле насилия в мире становится всё меньше. Вот уже несколько десятилетий снижается количество смертей, вызванных войнами и конфликтами. И если нынешняя тенденция сохранится, их может стать ещё меньше.
Какая же загадочная сила роняет зёрна миролюбия в умы людей? Одно из возможных объяснений – это то, что количество атеистов и неверующих людей достигло исторического максимума.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Уложение Николая II, как ни странно, содержит в себе лишь одну Главу «О нарушении ограждающих веру постановлений», которая состоит лишь из 25 статей (против 80 в Уложении 1845 года). Однако, прежде чем приступать к его анализу, необходимо обратить внимание на такой важный акт, как «Именной высочайший указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости» от 17.04.1905 года. Преамбула гласит о «сердечном стремлении обеспечить каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести». То есть, обеспечение такой свободы иностранцам и апатридам в Российской империи даже не рассматривалось, равно как обеспечение права не исповедовать никакой религии.
Важнейшим положением данного Указа было то, что переход из православия в иное христианское вероисповедание никоим образом не мог преследоваться. Как будет видно в дальнейшем из анализа Уложения, действительно, «отступление от веры», в отличие от Уложения 1845 года, наказуемым вообще не являлось, наказанию подлежало только «отвлечение от веры».
Важным для уголовного права также является пункт о «расколе». Так, Указ установил различия «между вероучениями, объемлемыми ныне наименование «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, сама принадлежность к которым наказуема в уголовном порядке». Под старообрядцами понимались («взамен употребляемого ранее названия раскольников») «все последователи толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам».
Переходя к анализу уголовного закона, отмечу, что Глава «О нарушении ограждающих веру постановлений» на Отделения не делится, в отличие от предыдущего акта, однако, в ней можно выделить несколько так называемых видовых объектов. Родовым, как и в предыдущем Уложении, является вера, хотя, опять же, правильней было бы говорить о религии, как идее, способствующей укреплению и сохранению государственной власти.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
Отдельно книгу можно прочитать и скачать здесь
“Самая серьезная потребность есть
потребность познания истины”
Г.В.Ф. Гегель, немецкий философ, 18-19 вв.
«Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще.
Самое страшное – это преподносить суеверие как истину».
Гипатия, александрийский ученый, 4-5 вв.
Основной текст: символы, вехи и события жизни Гипатии; торжество христианства - религии гонителей и могильщиков великой античной языческой культуры - Примечания и комментарии: 1- Александрия Египетская; 2- Александрийский Мусейон и Александрийская библиотека: школы поэзии, филологии, математики и астрономии; античные папирусные книги-свитки и пергаментные кодексы; гибель Мусейона и библиотеки 3- Философия неоплатонизма; 4- Современники и историки о Гипатии; 5- Христианство в Восточной Римской империи. Феофил и Кирилл Александрийские - Литература
В древнегреческой мифологии Зевс, верховный бог сонма богов-олимпийцев, всегда отличался любвеобильностью и многочисленными связями с богинями и простыми земными женщинами. Так от его любви с богиней памяти Мнемозиной – титанидой, дочерью его деда, бога неба Урана и бабушки, богини земли Геи, родились 9 сестер-богинь-муз, покровительниц свободных искусств (пения, музыки, поэзии, танцев, театра), наук и всей творческой деятельности человека. Впервые их имена - Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания - назвал древнегреческий поэт Гесиод в 7 в. до н.э. Позже, уже в эллинистическое и римское время, функции муз окончательно разграничились и определились. Так, например, Клио была признана музой истории (изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках), а Урания – астрономии (изображалась с глобусом и указательной палочкой в руках). Покровителем муз считался бог солнечного света, гармонии, духовной деятельности и искусств, бог, обладавший даром предвидения, златокудрый Аполлон - сын Зевса и дочери титанидов Лето. Веками многие поэты, музыканты, художники и ученые вдохновляли свое творческое воображение мифическими образами изящных греческих муз и посвящали им свои произведения [1-6].
На рубеже 4-5 вв. н.э. - эпохи торжества христианства над греко-римским язычеством, гибели античного мира и распада Римской империи на Западную (со столицей в Риме) и Восточную, или Византийскую (со столицей в Константинополе), в Александрии Египетской1 жила женщина-ученый, первая в мире женщина-астроном, математик и философ, которая по своей душевной и телесной красоте, по своему духовному развитию и совершенству считалась в среде светской научно-культурной элиты Александрии земным воплощением божественных муз. Сравнивали эту женщину-ученого и с тремя великими греческими богинями, признавая ее Афиной по уму (Афина - дочь Зевса, покровительница Афин, богиня мудрости, знаний, искусств, ремесел, войны и победы), Герой по стати (Гера - сестра и жена Зевса, покровительница семейного очага) и Афродитой по красоте (у Гомера - дочь Зевса, богиня любви и красоты; у Гесиода - рожденная из пены морской волны близ Кипра, отсюда “пенорожденная”,“киприда”). Символом высокого предназначения стало и собственное имя александрийской музы - Гипатия(Ипатия -“высочайшая”[по эпитету Зевса - “Ипат”, т.е. высочайший]; ок.370 - март 415) [1,4-20].
Она стала последним знаменитым представителем многочисленной и славной плеяды александрийских ученых, трудившихся на протяжении почти 700 лет в различных сферах науки во всемирно известных Александрийском мусейоне и Александрийской библиотеке 2[1,2,4,5,7,8,10,21-28]. Гипатия была дочерью видного астронома, математика и механика, последнего главы Александрийской библиотеки Теона Александрийского (Феона, 335-413), сумевшего дать своему ребенку в стенах научного центра глубокое и всестороннее образование [5,10,11,13-21]. Теон считался авторитетным комментатором “Начал” Евклида (этот труд сохранился до наших дней, в том числе в редакции и с комментариями Теона) и “Альмагеста” Птолемея (Теон первым сделал попытку физического объяснения механизма предварения равноденствия, или прецессии, открытой во 2 в. до н.э. Гиппархом и подтвержденной Птолемеем во 2 в. н.э.: он говорил о колебаниях внешней вращающейся сферы неподвижных звезд в геоцентрической модели мира Птолемея), и старался развить у подраставшей дочери соответствующий интерес к умственной, научной работе. С малых лет в душе способной и любознательной девочки сформировалось под влиянием учителей мусейона, отца и его ежедневных ученых занятий, непреодолимое и беспредельное стремление к знаниям и поиску истины. Познание мира стало ее единственной и пламенной страстью, ради которой она отказалась от плотской любви, обычного женского семейного счастья, замужества, рождения и воспитания собственных детей. Всю свою недолгую жизнь она посвятила науке и образованию мыслящей молодежи, стремившейся к знаниям в то сложное и переломное историческое время.
Уже в 20-летнем возрасте Гипатия начала преподавать в мусейоне (о своей учебе у нее в 393-395 гг., т.е. тогда, когда александрийской музе было всего 23-25 лет, свидетельствовал ее преданный ученик-одногодок, известный философ-неоплатоник, а с 410 г. епископ Птолемаиды Ливийской Синезий из Кирены, 370-413 [5]), и вскоре стала общепризнанным авторитетом в математике и философии неоплатонизма3. В результате своей подвижнической научной и просветительской деятельности Гипатия приобрела мировую известность. Послушать ее глубокие и доходчивые лекции съезжались сотни жаждущих знаний молодых людей из разных стран Европы и Передней Азии. Получили известность ее комментарии по толкованию трудов Аристотеля, Платона и неоплатоников - Плотина, Порфирия, Ямвлиха. По астрономии и математике она написала ряд научных работ, в частности, комментарии к сочинениям александрийских математиков Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, а совместно с отцом, - к астрономическим сочинениям Птолемея. Ей принадлежит усовершенствование астролябии (угломерного прибора для измерения положения небесных светил) и изобретение ареометра (прибора для измерения плотности жидкости на основе закона Архимеда). Все сочинения Гипатии погибли (но, возможно, как полагают историки математики, одна из сохранившихся книг “Арифметики” Диофанта написана именно ею) наряду с трудами сотен других античных языческих мыслителей и писателей во времена раннего средневековья - эпохи установления господства христианства и уничтожения им богатейшего языческого культурного наследия (книг, мозаик, скульптур, предметов языческого культа, библиотек, школ, лицеев, академий, святилищ, гробниц, храмов, стадионов)5. Жрецам христианской веры, проповедовавшим новые религиозные догмы, необходимо было проложить свою дорогу к сознанию людей и, следовательно, уничтожить идеи и артефакты, которые этому препятствовали, включая идеи и сочинения античных ученых и философов. Известия о жизни и творчестве александрийской музы дошли в будущее лишь благодаря немногочисленным воспоминаниям ее учеников (Синезия Киренского), свидетельствам современников (Сократа Схоластика), писателей, историков, философов 4 [1,4-20,32,33].
Эта женщина-ученый могла бы дать миру знаний еще много плодотворных идей, но в расцвете творческих сил, в возрасте 45 лет, была зверски убита толпой фанатиков-христиан, умело направленных к этому злодеянию властной рукой христианского епископа Александрии Кирилла (375 - 444, епископ с 412 г., племянник предыдущего патриарха Александрии Феофила)5. Христианские монахи и миряне-фанатики, охваченные внушенной им Кириллом ненавистью к ученой язычнице и якобы колдунье (так ее представил церковный иерарх в глазах своих сторонников, и здесь нельзя не отметить, что данный прием клеймения людей “ведовством и колдовством” стал для христианской церкви на много веков вперед излюбленным способом расправы со своими непокорными идеологическими противниками - язычниками, еретиками, безбожниками и просто здравомыслящими людьми), настигли ее в царском квартале Александрии Брухион, рядом с набережной Малого порта Восточной гавани, в районе церкви Кесарион (бывшего языческого храма Цезариум, возведенного Клеопатрой в честь Марка Антония в 1 в. до н.э.), сбросили женщину с повозки наземь, сорвали с нее одежду, протащили по улице, острыми глиняными черепками и морскими раковинами содрали с нее заживо кожу, перерезали горло, расчленили тело и сожгли его частями на городской площади, рядом с останками когда-то величественного здания Мусейона и Александрийской библиотеки.
- Информация о материале
- Автор: Администратор
Антирелигиозные и антиклерикальные мотивы в творчестве поэта-ученого
“Мне раскаянья бог никогда не дарует,
Ну а если дарует – зачем оно мне?”
“Считают, будто я неверный – верно…”
Омар Хайям, “Рубаи”, 11-12 вв.
Омар Хайям (Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим; прозвище “Хайям” – от перс. палаточник, родился в семье ремесленника Ибрахима, изготовителя палаток; 18 мая 1048 г.,Хорасан, Нишапур – 4 декабря 1131г.,Хорасан,Нишапур1;[1]) - выдающийся персидский ученый (математик, астроном, философ)2 и поэт, непревзойденный мастер рубаи (робаи, рубайят - четверостишия) [1-13]. На склоне лет, будучи уже седобородым 70-летним стариком (“И я, седобородый, в силок любви попал…”, ”Старость - дерево, корень которого сгнил. Возраст алые щеки мои посинил...”,”В чаше жизни моей семь десятков исполнилось весен…”), но еще не утратившим свой глубочайший философский разум, он писал:
Мы уйдем без следа – ни имен, ни примет. (пер. Г. Плисецкого)3
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было – после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Но, вот, прошло уже почти 900 лет, как он покинул этот бренный мир, превратившись, по его же собственным словам, в глину, из которой гончар может вылепить любую посуду (“Наша плоть в бесконечных своих превращеньях То в кувшин превращается, то в пиалу”,“Так лей вино в бокал, покуда сам не стал ты, Посудой глиняной в гончарной мастерской”), а здравомыслящие люди в разных странах, причем независимо от своей национальной принадлежности, его помнят, ценят и читают, получая от его бессмертных четверостиший громадный духовный заряд для размышлений уже о своей собственной быстропроходящей жизни.
Его считают “своим” поэтом не только персоговорящие этносы – иранцы, или персы, и таджики (Хайям писал свои научные трактаты на арабском языке, а стихи, предназначенные для души, на родном фарси – новоперсидском языке, сложившемся в 9 в. на основе арабского алфавита и отличавшемся как от древнеперсидского языка 6-4 вв. до н.э., использовавшего слоговую клинопись, заимствованную из соседнего государства Урарту, так и от среднеперсидского языка, или пехлеви, 3 в. до н.э.-7 в. н.э., созданного на базе арамейского письма), но и многие другие народы мира, включая русских (переводы рубаи Хайяма, начиная с конца 19 века, выполнили более полусотни видных русских поэтов и переводчиков)3. Почему так случилось? По-видимому, этот восточный мыслитель и поэт сумел в своих лаконичных, но предельно емких, простых и безыскусных по форме, но весьма проницательных по содержанию философских стихах, затронуть душу человека и его тайные, глубинные, искренние мысли о вечном и преходящем: о жизни и бытии, о предназначении человека и краткости его пути, о разуме и вере, о достоинстве и несправедливости, о счастье и невзгодах, о наслаждении и страданиях, о любви и ненависти.
Хайям учил ценить каждый миг земной жизни (“жизнь – ни мало ни много – мгновенье одно!”, “Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью, Как меж пальцев песок, незаметно прошла!”), не веря в существование загробного мира и понимая, что жизнь начинается и завершается именно здесь, на Земле:
За мгновеньем мгновенье – и жизнь промелькнет. (пер. В.Державина) 3
Пусть весельем мгновение это блеснет!
Берегись, ибо жизнь – это сущность творенья.
Как ее проведешь, так она и пройдет.
***
Вот день исчез, как ветра легкий стон, (пер. О .Румера) 3
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
***
Разум к счастью стремится, все время твердит: (пер. Г. Плисецкого)
“Дорожи каждым мигом, пока не убит!
Ибо ты – не трава и когда тебя скосят –
То земля тебя заново не возродит”
***
Двери в этой обители: выход и вход, (пер. Г. Плисецкого)
Что нас ждет, кроме гибели, страха, невзгод?
Счастье? Счастлив живущий хотя бы мгновенье.
Кто совсем не родился – счастливее тот.
***
Бросать не стоит в будущее взгляд, (пер. Дм. Седых)3
Мгновенью счастья будь сегодня рад.
Ведь завтра, друг, и мы сочтемся смертью
С ушедшими семь тысяч лет назад.