Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

41

#Юридический_субботник - ментальная уборка законодательного бреда. Выпуск №41 – Об отношениях государства с исповедующими религию лицами в зарубежных странах. Часть 1. 

В России, как нам с вами известно, особый правовой статус предоставлен РПЦ, благодаря явной заинтересованности властей в идеологическом помощнике для управления послушным электоратом. Однако, это не единственная страна, где государство уделяет религии пристальное внимание, используя её в своих целях. Сегодня, с целью слегка надорвать шаблоны, предлагаю разобраться с ситуацией в Андорре, Италии, Испании, Чехии и Франции.

 

Об отношениях государства с исповедующими религию лицами в зарубежных странах

1) Андорра – в соответствии с Конституцией Римско-католической церкви гарантируется «свободное и публичное отправление своей деятельности и сохранение отношений особого сотрудничества с государством в соответствии с Андоррскими традициями», признается «полная правоспособность органов Римской католической церкви, которые имеют юридический статус в соответствии с собственными правилами». 
2) Италия - особо оговаривает в ст. 7 Конституции, что отношения государства и РКЦ регулируются Латеранскими соглашениями, тогда как, в соответствии со ст.8, отношения с некатолическими религиозными объединениями устанавливаются законом на основе соглашений с органами, представляющими их. Стоит отметить, что Латеранские соглашения, подписанные в 1929 г. и видоизмененные в 1984 г., предусматривают «независимость и суверенность» государства и РКЦ, и, при этом, «взаимное сотрудничество на благо страны», а также признание религиозных праздников государственными. Кроме того, указано, что «Итальянская Республика, признает ценность религиозной культуры и, имея в виду, что принципы католицизма являются частью исторического наследия итальянского народа, гарантирует преподавание католической религии в государственных школах каждого порядка и класса, за исключением университетов». 
3) Испания - Закон «О религиозной свободе» предусматривает сотрудничество с религиозными общинами, «получившими явное укоренение в Испании» и внесёнными в «реестр религиозных сообществ» страны. В 1992 г. были заключены соглашения с тремя религиозными объединениями такого рода: Федерацией евангельских общин, Федерацией израильских (иудейских) общин и Исламской комиссией). Конституция Испании гласит, что «Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями». 
4) Чехия - Хартия основных прав и свобод гласит, что «государство основано на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием» (ст.2). Кроме того, в ст. 15 гарантируется свобода мысли, совести, вероисповедания, причем указывается, что «каждый имеет право не исповедовать никакую религию». Также «каждый имеет право свободно отправлять свою религию или веру индивидуально, или совместно с другими лицами, частным образом или публично, путем осуществления богослужения, обучения, соблюдения религиозных ритуалов или обрядов». Важно положение, в соответствии с которым «церкви и религиозные общины самостоятельно управляют своими делами, в частности, учреждают свои органы, определяют своих духовных лиц, основывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государственных органов». Закон Чехии «О свободе религии и статусе церквей и религиозных обществ» устанавливает, что вопросами религиозных объединений ведает Министерство культуры (ст.1). Церкви и религиозные сообщества должны быть в установленном порядке зарегистрированы в качестве юридического лица, однако, они самостоятельно образуют и ликвидируют свои внутренние органы, назначают и смещают священнослужителей, и т.д. (ст. 4). Закон, в основном, регулирует именно порядок регистрации религиозных объединений. Однако, ст. 27 гласит, что «Министерство с согласия Правительства может сделать исключение и предоставить специальные права в соответствии с § 7 п. 1 церквям и религиозным общинам, которые представляют собой мировую религию с длинной исторической традицией, которая осуществляет свою деятельность в Чешской Республике, и зарегистрирована в соответствии с настоящим Законом». При этом, § 7 п. 1 устанавливает такие права для зарегистрированных религиозных объединений, как, например, «преподавать религию в государственных школах в рамках специального закона, осуществлять религиозную службу в Вооруженных силах Чехии, в местах заключения под стражу, создать церковные школы», и т.д. То есть они никоим образом не связаны с предоставлением финансирования или иных финансовых преимуществ для такого объединения. Однако, интересно отметить наличие в Чехии принятого в целях «ликвидации последствий несправедливостей, совершенных коммунистическим режимом между 1948 и 1989 годами» закона «О собственности церквей и религиозных сообществ», так называемого «реституционного закона». В соответствии с ним религиозным организациям возвращается отобранное за указанный период имущество – но не только здания, необходимые для их деятельности, но и земля, леса; кроме того, в течение 30 лет государство будет ежегодно выплачивать религиозным объединениям огромную денежную компенсацию в счет невозвращаемого имущества. Но в 2030 году, вместе с прекращением выплат, прекратится государственное финансирование деятельности религиозных объединений. При этом, упразднен закон об освобождении церкви от уплаты налогов на продажу недвижимости, и теперь религиозные объединения в случае совершения сделок с возвращенным имуществом, обязаны платить налог на прибыль. 
То есть, исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что государство, совершив опрометчивый с финансовой точки зрения шаг о реституции «отобранного» коммунистами у религиозных объединений имущества, на самом деле преследовало иные цели – полностью отделить их от себя и прекратить финансирование, хоть и постепенно. Для, хотя бы, минимального восполнения затрат, религиозные объединения вновь обязали платить налоги. 
5) Франция – Конституция в статье 1 устанавливает светскость государства, а также обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия религии. Указывается, что республика «уважает все вероисповедания». Кроме того, во Франции, в соответствии с Преамбулой нынешней Конституции, всё еще действует Декларация прав человека и гражданина 1789 года, которая в статье 10 провозглашает, что «Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом». 
Закон Франции «Об отделении церкви от государства» 1905 г. (ред. 2008 г.) произвел революционные изменения во французском обществе, установив в ст. 2, что «Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакой религии. Соответственно, с 1 января после вступления в силу настоящего закона, будут удалены из государственных бюджетов, а также бюджетов ведомств и муниципальных образований, все расходы, связанные с исповеданием религии. Тем не менее, могут быть включены в бюджетные расходы услуги священника, предназначенных для обеспечения свободного осуществления религии в государственных учреждениях, таких как школы, колледжи, школы, больницы, приюты и тюрьмы. Государственные религиозные учреждения отменяются». То есть, благое вроде начинание лазейки для государственного финансирования религиозных объединений все же оставляет, что принципу светскости явно не соответствует. 
В 2004 году был принят закон, запрещающий ношение религиозной символики в школах, который совершенно справедливо, на наш взгляд, защищает принцип светскости государства, во избежание возможных религиозных конфликтов и дискриминации, ограничивая право на свободу вероисповедания, делая упор на то, что школа – государственное, а, стало быть, светское учреждение, основное предназначение которого – передача знаний и ценностей Республики (в числе которых – светскость и равенство прав). 
В 2011 году было запрещено молиться на улицах, опять же, в целях защиты светскости государства. Общественное пространство не должно применяться для отправления религиозных обрядов. Министр внутренних дел Франции совершенно справедливо при этом отметил наличие большого числа культовых зданий, специально для того предназначенных. 
Однако, несмотря на всю кажущуюся почти образцовой светскость, Конкордаты между Республикой и Святым престолом все же имеются, только ни не называются таковыми! Например, соглашение «О признании степеней и дипломов в высшем образовании» 2008 г. Данный акт говорит о государственном признании богословских католических дипломов, что подразумевает финансирование католических университетов – как прямое, так и косвенное – в виде субсидий, грантов и т.д. 
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что принцип светскости во Франции в полной мере не реализуется. На наш взгляд, о нем нельзя говорить при отсутствии, в том числе, полнейшего нейтралитета государства ко всем без исключения религиозным объединениям. Во Франции же складывается ситуация, при которой обоснованно ограничивают лишь право на свободу вероисповедания мусульман, предоставляя привилегии католикам. 


Юлия Федотова

источник

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт