Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

псковская

Фото из материала: "Псковская православная миссия во время ВОВ"

 

События Второй мировой войны навсегда изменили интеллектуальный ландшафт Европы, способствовав аксиологическому повороту и богословской мысли. Осмысление фактов бесчеловечных преступлений, многомиллионных жертв и, главным образом, катастрофы европейского еврейства оказались возможны для теистической рефлексии лишь в рамках Теологии после Холокоста. Авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) столкнулись с проблемой пересмотра роли всеведущего, всемогущего и всеблагого Бога во Вселенной. Главный вопрос Теологии после Холокоста заключался в следующем: «Как возможна вера после Освенцима?»

При отсутствии однозначной оценки событий Второй мировой войны в обществе на уровне законодательства во многих странах предусмотрена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма. В то же время делаются попытки переоценки участия отдельных стран в военных операциях, чтобы тем самым принизить или, наоборот, увеличить их вклад в окончательную победу над фашистской Германией. В России вслед за публикацией в 1990 году романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба» историки, журналисты и деятели культуры пытаются обратить внимание общества на проблему неоправданных человеческих жертв со стороны советского командования и просчетов органов исполнительной власти, приведших к массовой гибели людей на первом этапе войны. Вместе с тем широкое распространение в последние годы получают акции «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», организаторы которых стремятся свести к минимуму трагический пафос этих мероприятий.

На протяжении десятилетий как в Европе, так и СССР вырабатывались символические практики, призванные служить напоминанием о бесчисленных человеческих жертвах войны и подвиге воинов. В советское время светские ритуалы (минута молчания, возложение цветов к монументам, зажжение Вечного огня, воинские парады, народные гуляния), проводимые в пространстве мемориальной топографии (захоронения воинов и гражданского населения, площади и парки городов, военные памятники), сопровождались религиозными обрядами факультативно, в основном, поминальными молитвами, которые, в свою очередь, в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 1929 года, могли проводиться только в стенах культовых зданий.

За последние два десятилетия существования российских религиозных организаций в новых для них условиях идеологической свободы выявилась проблема пропорционального участия представителями основных российских конфессий в тех общенациональных мемориальных практиках, которые изначально подразумевали исключительно светскую маркировку.

Белорусская исследовательница С.М. Алейникова на примере текстов церковных деятелей Русской православной церкви Московского патриархата проследила смысловой сдвиг в религиозной риторике, когда рассмотрение событий войны через упрощенную оппозицию «добро-зло» позволяет РПЦ моделировать свое активное участие и едва ли не руководящую роль в победе над фашистской Германией. Анализируя тексты речей патриарха Московского и всея Руси Кирилла, исследовательница отметила два условия, которые, согласно официальным заявлениям, способствовали победе: это, с одной стороны, православная вера, обусловившая героизм и стойкость народа, с другой, Божие содействие . Следствием подобной риторики является не только «конструирование модели замещения памяти о Великой Отечественной войне», но и «легитимизация РПЦ в качестве монопольного правопреемника, источника и хранителя памяти о войне» .

Рассматриваемые в рамках данной статьи устные и письменные тексты, воспроизводимые православными верующими Петербурга, служат основой для реконструкции механизма, в соответствии с которым происходит конфессионализация основных достижений Красной армии в период Великой Отечественной войны и, как следствие, вторжение религиозной риторики в мемориальную атрибутику и топографию, связанную с сохранением памяти о войне 1941-1945 гг.

Религиозные легенды и мемориальная топография

На протяжении последних нескольких лет бытовавшие локально легенды о чудотворных иконах, молитвенных подвигах праведников и заступничестве православных святых как одном из факторов, предопределявших исход военных операций или влиявших на индивидуальное спасение в трудных военных условиях, в последнее время переходят на уровень религиозно мотивированной идеологии, суть которой сводится к декларированию прямой зависимости победы СССР во Второй мировой войне от православной традиции в виде символического комплекса с определенными обрядами и церковными праздниками.

Распространенные в Петербурге и Ленинградской области религиозные легенды с военной тематикой сводятся к трем видам, где достижения советских войск объясняются:

1) влиянием крестных ходов с пронесением вдоль границ города или защитных рубежей иконы Божьей матери,

2) молитвами праведников, позже канонизированных Церковью,

3) календарными совпадениями значимых церковных праздников с датами важнейших военных операций советских войск.

Рассказ о спасении Ленинграда от вражеской оккупации благодаря Казанской иконе Божьей матери, пронесенной крестным ходом вокруг осажденного города (по одним данным, группой военных во главе с командованием, по другим, во время облета защитных рубежей на самолете) до сих пор присутствует в содержании экскурсий, проводимых сотрудниками Казанского собора. Эта версия периодически воспроизводится журналистами местных телеканалов в репортажах, посвященных почитанию Казанской иконы Богоматери прихожанами собора в дни церковных праздников.

Мотив решающего влияния икон на исход военных операций может развиваться в сторону гиперболизации, как это видно из текста, размещенного на сайте Управления социальной защиты населения города Арзамаса Министерства социальной политики Нижегородской области:

«Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.

Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги.

Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял.

После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. "Малая земля").

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это! Божия Матерь по молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас и защищала своих сынов»

Историк Церкви М.В. Шкаровский пишет, что «молитвы перед чудотворными иконами в Ленинграде были, как и крестные ходы, в ограде храмов. Но распространенная версия о шествии с Казанским образом Божией Матери вокруг города или облете его с иконой на самолете митрополитом Алексием, вдоль окропленной святой водой линии, где вскоре остановят фашистов, документально не подтверждается».

Тихвинской иконе Божьей матери, во время военных действий под Тихвиным похищенной немецкими войсками, приписывается участие одновременно в двух событиях. Как следует из исторического описания на сайте Тихвинского Успенского монастыря, где хранится возвращенная в Россию икона: «По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной». В разделе «Священная война - доблесть и святость» на сайте уже упоминавшегося Управления социальной защиты населения города Арзамаса о крестном ходе вокруг Москвы ничего не говорится:

«Во время Великой Отечественной войны, до ноября 1941 года на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось.

Ленинград попал в блокаду. Лишь узкая полоска земли разделяла немецкие и финские армии. Если бы они соединились, замкнули кольцо, тогда Ленинград был бы обречен. Но именно здесь, под Тихвином, противник был остановлен.

День и ночь монахи и прихожане молились пред святым Образом Богородицы. Сердца наших воинов переполнялись решимостью сломить вражью волю. В ходе Тихвинской оборонительной операции наши войска нанесли ощутимый урон соединениям группы армий "Север" и не допустили соединения немецких и финских войск на реке Свирь.

10 ноября 1941 года именно от Тихвина, который стал последним пунктом на пути продвижения немцев в сторону Вологды, началось самое первое в Великой Отечественной войне наступление наших войск - Тихвинская наступательная операция.

В ходе этой операции Советская армия смогла продвинуться вперед на 100 - 120 километров и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. План врага полностью изолировать Ленинград от всей страны оказался сорванным».

В числе святых, чьи молитвы обусловили победу советских войск в ходе Войны, присутствуют преподобный Серафим Вырицкий и блаженная Матрона Московская. В житии Серафима Вырицкого, канонизированного в 2000-м году, говорится о том, что он, будучи в преклонном возрасте, на протяжении нескольких лет стоял на камне, молясь о победе . Матроне Московской приписывается, с одной стороны, предсказание о военных успехах советских войск, с другой, встреча с верховным главнокомандующим Сталиным .

К религиозным легендам, где военные победы объясняются календарными совпадениями, относятся повествования, часто оформляемые в жанре свидетельства очевидцев, о прямой зависимости между церковным праздником иконы Божьей матери «Скоропослушница» и датой открытия Дороги жизни - 22 ноября 1941 года.

Экскурсоводы Александро-Невской лавры, где находится икона Божьем матери «Скоропослушница», рассказывают о том, что в годы войны чтимая с дореволюционных времен икона находилась в Князь-Владимирском соборе, добавляя к рассказу замечание о роли иконы в спасении блокадного Ленинграда. Долгое время на сайте Лавры находился текст, растиражированный другими информационными ресурсами, где историческое описание иконы дополнялось главой «Божья Матерь - блокадная заступница».

Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города и явила благую милость всем, притекавшим к ней. В то время икона «Скоропослушница», находившаяся в Князь-Владимирском соборе, обрела совершенно исключительное значение и смысл для страждущего града. Во-первых, наряду с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, она была одной из немногих доступных святынь страждущего града, пред которыми обретали утешение верующие люди. Во-вторых, в условиях блокадного города не было ни сил, ни времени на продолжительные молитвы. И взоры верующих людей устремились к той иконе Богоматери, которую Она Сама нарекла «Скоропослушница».

Вот выдержка из блокадного дневника Веры Владимировны Быстровой, хранящегося ныне в фондах Валдайского филиала новгородского государственного музея-заповедника. «14.03.42. Ничего нового, холодно. Скудно с продуктами... Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и «Скоропослушнице», как они мне укажут и помогут. По радио сегодня передавали, что фашистов «посадили в горшок и накрыли крышкой». Посмотрим, что из этого выйдет. Пока нам с каждым днем становится все хуже и хуже. Я чувствую нестерпимый голод, хлеба мне не хватает».

О помощи и чудесах Казанской Заступницы в годы войны написано много. О «Скоропослушнице» - меньше.

Однако достаточно вспомнить, что именно в день «Скоропослушницы» - 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая " Дорога жизни", чтобы понять, что именно молитвами «Скоропослушницы» были спасены жизни тысяч жителей блокадного города.

Текст на сайте храма иконы Божьей матери «Скоропослушница» в поселке Кузьмоловском Ленинградской области дополнен следующим рассуждением :

«Матерь Божия Своим образом «Скоропослушницы» хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В истории «Дороги жизни» есть необъяснимые на первый взгляд вещи. Как могла немецкая авиация пропускать по "Дороге жизни" машины с провиантом? Почему не была разбомблена беззащитная дорога - ведь мощности немецких авиабомб вполне хватало для того, чтобы превратить Ладожское озеро в ледяное крошево? Эти вещи можно объяснить только чудом Божией Матери.

В память об этом заступничестве Божией Матери «Скоропослушницы» блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по «Дороге жизни» в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Он стал первым храмом в честь Невской «Скоропослушницы» в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия».

Повествования, обосновывающие роль чуда в организации «Дороги жизни», строятся на подмене понятий и искажении исторических фактов. Представления о том, что «Дорога жизни» являет собой только ледовую трассу, действовавшую зимой 1941-1942 годов, инициированы, скорее, средствами массовой информации, когда в репортажах, приуроченных к памятным мероприятиям 8 сентября и 27 января, внимание обычно акцентируется только на функционировании ледовой дороги без учета того факта, что через акваторию Ладожского озера с самых первых дней войны совершались перевозки посредством водного и воздушного транспорта. Именно благодаря этому стала возможна масштабная эвакуация из города и доставка продовольствия, оборудования и боеприпасов в окружаемый немецкими войсками Ленинград. С началом блокады путь через Ладожское озеро получил стратегическое значение. Интенсивное использование водного транспорта на Ладоге началось уже 12 сентября 1941 г., хотя береговой ландшафт озера к тому времени еще не располагал необходимой инфраструктурой для принятия и отправки грузов. Навигация по Ладожскому озеру продолжалась вплоть до декабря, когда замерзший лед приходилось взрывать, чтобы обеспечить проход военных кораблей и маломерных судов речного флота. Подготовка к строительству ледовой трассы решением Военного совета Ленинградского фронта началась в октябре. Как пишет историк В.М. Ковальчук, «К работе были привлечены ленинградские научно-исследовательские институты — Гидрологический, Коммунального хозяйства, Дорожный и др. Были использованы материалы работ профессоров И. В. Молчанова, А. Н. Бутникова, С. А. Советова. Профессора С. А. Советов, Н. Н. Иванов и Д. А. Попов лично участвовали в разработке темы. Обобщение всех материалов 8 ноября 1941 г. было поручено 1-му управлению Уполномоченного Главного управления шоссейных дорог (Гушоссдор) НКВД СССР».

Приказ войскам Ленинградского фронта № 00172, называвшийся «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», был подписан 19 ноября 1941 г. В нем предусматривалось открытие по ледовой дороге пешеходного и гужевого движения 22 ноября, а автомобильного (полуторатонного) — 25 ноября 1941 г.

Вместе с тем, дата 22-го ноября, выбранная в качестве точки отсчета функционирования ледовой трассы, отличается от фактического начала ее работы. Как пишет историк, «уже 20 ноября, т. е. на два дня раньше назначенного срока, на восточный берег озера был отправлен батальон коннотранспортного полка». На следующий день батальон в составе трехсот пятидесяти лошадиных упряжек доставил в Ленинград 63 тонны муки. 22 ноября, таким образом, является началом регулярной работы автомобильного и гужевого транспорта по льду Ладожского озера вплоть до апреля 1942 года, когда, в соответствии с изменившимися погодными условиями, стала вновь возможной навигация речного флота.

Сопоставление научно-технических и стратегических достижений советского народа с действием локально почитаемой православной святыни стоит в ряду тех же фактов, что и пересмотр истории в сторону умаления подвига защитников Ленинграда. Подводя итог военной операции, В.М. Ковальчук пишет: «Таким образом, до подписания приказа об организации ледовой дороги через Ладожское озеро в сжатые сроки была проделана громадная подготовительная работа. Она состояла прежде всего в проведении большой научной работы по уяснению характера ледового режима Ладожского озера, определению возможности организации перевозок по его льду, разработке различных вариантов ледовых трасс и проектов необходимых инженерных сооружений. Для этого были привлечены не только отдельные ученые-специалисты, но и целые институты. Кроме того, подготовительная работа заключалась в осуществлении разведки льда и изыскательных работах с целью окончательного определения ледовых трасс, оборудования их различными указателями и заграждениями, строительства множества разных сооружений, и прежде всего — блиндажей-землянок для воинских частей».

Взаимосвязь церковного праздника в честь одной из икон Божьей матери со спасением блокадного Ленинграда от голода столь же некорректна, как и привязка народного именования «Дорога жизни» только к периоду функционирования в акватории Ладожского озера ледовой трассы. Религиозная легенда вокруг иконы «Скоропослушница» мотивирована датой, упомянутой в приказе «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», это 22 ноября, когда предполагалось окончательное прекращение водной навигации и формирование автомобильных и конных батальонов. Фактически автомобильные дороги на льду были оборудованы к моменту подписания приказа 19 ноября, и первые рейсы по ним стали совершаться на следующий же день.

В соответствии с логикой ретроспективной привязки дат церковных праздников к историческим событиям, снятие блокады Ленинграда также объясняется календарным совпадением даты 27 января (1944 года) с церковным почитанием в этот день памяти равноапостольной Нины-просветительницы Грузии.

В последнем случае религиозная легенда нашла отображение в факте строительства храма в честь святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии на территории Полежаевского парка в Петербурге (согласно координатам, указанным на сайте «Глобус Петербургской епархии, «на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Чекистов»).

На страницах епархиального издания «Вода живая» содержится интервью с настоятелем храма св. Нины протоиереем Александром Чураем:

«Мы стали служить молебны о даровании храма. Я получил благословение старца Власия из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря взять на себя инициативу по организации строительства. Встал вопрос, во имя какого святого должен быть построен храм. И тут я вспомнил, что во время блокады митрополиту Зиновию (Мажуге), служившему в годы гонений в Г рузинском Патриархате, было видение, в котором святая Нина со слезами на глазах молится у Престола Божия о страждущих Ленинграда. В этом видении митрополиту было открыто, что Богородица дала святой Нине послушание молиться и предстательствовать за наш город. (Думаю, именно поэтому день полного снятия блокады пришелся на день ее памяти.) Но в нашем городе не было ни одного храма во имя этой святой!

Сегодня митрополит Зиновий прославлен в лике святых Глинской пустыни (теперь это территория Украины). Святитель заповедал, что в благодарность за спасение города святого Петра в каждом его храме должна быть икона святой Нины. «А если храм созиждут в честь святой Нины и в память мучеников блокады, то благо будет тем людям и их потомкам!» — именно эти слова владыки Зиновия запали в сердце и вдохновили меня на строительство храма.

Первым делом мы написали икону святой Нины, она укрепляла нас во время строительства. Церковь мы решили возводить как можно ближе к линии фронта Великой Отечественной войны, где остановили врага, поэтому выбрали Красносельский район — на юго-западе города. Участок линии фронта обороны Ленинграда сегодня отмечен березовой аллеей Славы. Вблизи от нее в Полежаевском парке мы и выбрали возвышенное место для строительства храма. Там, по благословению митрополита Владимира и с разрешения администрации района, был установлен поклонный крест. На месте строительства продолжали служить молебны. Вскоре на территории парка были найдены останки около ста воинов, защищавших осажденный Ленинград. Сейчас они перезахоронены в братскую могилу».

Обращает на себя внимание тот факт, что решение о строительстве храма предельно персонифицировано: выбор места и возведение храма обусловлены частной инициативой, без участия общественности, в том числе и представителей ветеранских организаций.

Десятилетием ранее в парке Воинов-интернационалистов на проспекте Славы был построен храм Георгия-победоносца. Его посвящение данному святому точно так же укладывается в логику сопоставления дат военных успехов и церковных праздников. Именно календарной близостью 9 мая с церковным празднованием памяти Георгия-победоносца (6 мая) объясняется на уровне религиозных текстов окончательная победа советских войск над Фашистской Германией. Но поскольку Георгий-победоносец считается покровителем воинов, сам храм представляет собой мемориальный комплекс с широкой военной тематикой, чем и объясняется его расположение рядом с памятником воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1978¬1988 гг. Характерно, что даже при широком участии общественности и представителей бизнес-сообщества в строительстве храма, собранных средств хватило только на возведение двухэтажной церкви. Как следует из описания храма на сайте, «К сожалению, идея строительства Георгиевского собора с часовнями, институтом, гостиницей и пространными подсобными помещениями сейчас практически невыполнима из-за отсутствия финансирования».

В дальнейшем частная инициатива являлась решающим фактором при возведении новых церквей, тематически соотносимых с мемориальной традицией поминовения жертв войны. Например, появление храма Покрова Богородицы на Охте, как это следует из неофициальной церковной версии, было обусловлено желанием одного из жертвователей быть похороненным возле церковных стен. Лишь в дальнейшем храм получил ретроспективную привязку к военным событиям сороковых годов XX века и стал именоваться «Блокадным» на том основании, что в период блокады жители города использовали территорию нынешнего храма, а в то время уничтоженного кладбища для стихийных захоронений умерших от голода людей.

Построенный в Парке Победы (на месте кирпичного завода, переоборудованного в блокаду в крематорий) храм-часовня Всех святых в земле русской просиявших, как следует из его месторасположения, тоже должен именоваться «блокадным». Его посвящение Всем русским святым, тем не менее, соотносится с датой начала Великой отечественной войны, когда, согласно церковному календарю, 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых в земле российской просиявших. Его особенность заключается в том, что он выпадает на второе воскресенье после Пятидесятницы, т.е. относится к категории подвижных праздников. Очевидная привязка к дате, ассоциирующейся со всенародной трагедией, тем не менее не нашла никакого отражения в организации внутреннего пространства храма. Возникший благодаря инициативе патриарха Московского и всея Руси Кирилла и президента В. Путина храм имеет внутреннее убранство, выполненное в эстетике парадности и веселого торжества , что резко диссонирует с выработанными формами воспроизведения памяти о жертвах блокадного Ленинграда. Именно поэтому примечателен эпизод, когда в данном храме одной посетительнице, внучке блокадников, в свечной лавке было сделано грубое замечание относительно мятой купюры, которой она расплатилась за свечи.

Другой случай культивирования тематики захоронений относится к храму Успения Божьей матери в деревне Лезье Ленинградской области. На территории этого храма находится кладбище с могилами немецких солдат. Как следует из описания храма, «С 2005 года 6 мая в праздник св. вмч. Георгия Победоносца духовенство Кировского благочиния совершают Георгиевский крестный ход по местам воинской славы Кировского района: Синявинские высоты, Невский Пятачок, Успенский храм с. Лезье». Кроме организации встреч с родственниками похороненных немецких солдат и ухода за могилами служители храма создают российско-немецкий музей, посвященный жертвам Второй мировой войны.

Однако из всех перечисленных примеров можно сделать вывод о стихийном и непоследовательном характере возникающих церковных мемориальных практик, направленных на воспроизведение памяти о войне и победе. Кроме противоречивых и сомнительных с богословской точки зрения религиозных легенд можно отметить случаи немотивированного вторжения в конфессионально нейтральное пространство воинских ритуалов представителей только одного вероисповедания.

Речь идет о присутствии на параде в честь Дня Победы на Дворцовой площади в Петербурге митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия 9 мая 2014 года. Из представленного на официальном сайте Администрации Петербурга фотоотчета видно, что на трибуне возле Зимнего дворца рядом с губернатором Г.С. Полтавченко находится митрополит Варсонофий, хотя, согласно отчету, «на трибунах присутствовали ... представители религиозных и общественных организаций. Участие в мероприятии представителя только одной конфессии выглядело этически двусмысленным, поскольку тем самым игнорировался очевидный факт многонациональности (и в этом случае, многоконфессиональности) состава Красной армии, одержавшей победу над фашизмом. Вместе с тем облик священнослужителя в свободных одеждах и в головной уборе с утраченной для большинства людей семантикой резко диссонировал с пафосом маскулинности, декларируемой во время военных парадов, что, без сомнения, способствовало эстетической деконструкции всего торжественного события.

Сайт Петербургской епархии добавил к официальному описанию парада речь митрополита, произнесенную им на праздничном приеме в здании Г лавного штаба.

«Ни один народ не понес в войнах столько потерь, сколько наш народ в Великую Отечественную. В деле приближения Победы, не жалея себя, трудились все: одни - на передовой с оружием в руках, другие - в тылу на заводах и фабриках, третьи - своей горячей молитвой. Господь принял великую жертву всего народа, даровав нам Победу", - сказал владыка Варсонофий.

«Сейчас идет война невидимая, границы фронта проходят через СМИ, особенно через Интернет. Часто своей ложью, маскируемой под правду, он увлекает сердца молодежи в пропасть погибели. Для победы в информационной войне всем нам нужно еще потрудиться», - отметил архипастырь».

Для полноты картины интересно сравнить речь православного иерарха с посланием муфтия, председателя Духовного управления мусульман Санкт- Петербурга и Северо-Западного региона России Равиля-Хазрата Панчеева:

«С Днем Великой Победы Дорогие ветераны, жители блокадного Ленинграда, труженики тыла, братья и сестры!

От имени Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России сердечно поздравляем Вас с основным и важным праздником народов нашей Отчизны - Днем Победы в Великой Отечественной войне!

День Победы, 9 мая - это поистине всенародный праздник, который объединяет всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений, ибо, празднуя День Победы, мы вспоминаем несокрушимую силу духа, мужество и великие жертвы нашего народа. В эти дни наша страна - Великая Россия отмечает 69-ю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом - праздник, соединенный со скорбью.

Мы радуемся потому, что нацизм был побеждён, а его преступления - остановлены, разоблачены и осуждены. Мы радуемся потому, что выросло уже несколько поколений, знающих об ужасах войны лишь из истории и воспоминаний. Без этой победы не было бы и независимой России и других республик бывшего СССР, ведь Гитлер и его соратники с самых первых дней оккупации нашей земли ясно дали понять, что она, как и советский народ, для них лишь ресурсы ради достижения мирового господства. Вместе с тем мы скорбим, вспоминая миллионные жертвы, вызванные войной. Мы молимся об упокоении тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины - воинов Советской армии. Мы вспоминаем и замученных мирных жителей - всех, кто погиб от военных действий и других бед, которые несет с собой война. Мы с благодарностью чествуем всех наших соотечественников и граждан других государств, кто с оружием в руках защищал правду и свободу, всех, кто своим тяжелым трудом поддерживал воинов. Пусть подвиг каждого будет достойно отмечен!

Пусть Всевышний поможет нам открыть всю правду о войне, осудить преступления фашизма и нацизма, называя подвиг - подвигом, а зло - злом. Я хотел бы сердечно поздравить с Днем Победы в первую очередь наших ветеранов. Пока вы живы, дорогие ветераны, вы являетесь живыми носителями этой исторической памяти. Взирая на вас, каждый человек — и молодой, и средних лет, и даже пожилой, кому не довелось воевать, — в глубине души задает вопрос: а я бы смог сделать то, что сделал он? Даже сама постановка этого вопроса возвышает душу, направляет ум на размышления о самом главном. Поэтому ваше живое присутствие в жизни общества имеет огромное значение.

Да укрепит Всевышний Создатель силы и благословит добрые дела живых ветеранов борьбы с нацизмом. Да упокоит Он души умерших в селениях праведников»!

Как видно из текста, также приуроченного к 69-й годовщине празднования Победы, в нем присутствует только один маркер конфессиональности, это упоминание Всевышнего. В остальном поздравление является обращением религиозного деятеля к обществу безотносительно его вероисповедного статуса.

Контрастом к тексту муфтия Р.-Х. Панчеева выглядят обращения православных священнослужителей после поминальных служб 8 сентября и 27 января. В обоих случаях проповеди были произнесены в одном и том же «блокадном» храме на Охте:

«Сегодня для Санкт-Петербурга особый день, день грустный, потому что 8 сентября начались тяжелые времена для нашего города, но и день, который предваряет победу. Тогда, в начале блокады Ленинграда, неизвестно еще было, сколько будет смертей, сколько будет несчастий, как долго продлится блокада, но люди верили, что обязательно будет избавление, обязательно впереди будет победа. Все верующие люди Ленинграда в этот день, совпавший с празднованием памяти образа Пресвятой Богородицы Владимирская, особо молились о предстательстве Божией Матери, надеялись, что Пресвятая Дева Мария не оставит их без своей защиты. Также православные христиане вдохновлялись подвигом святых мучеников Адриана и Наталии, чей день памяти также выпадает на 8 сентября. Жители блокадного Ленинграда понимали, что на их долю выпал особый подвиг, что Господь призвал их к особому служению. Хотели они того, или нет, но они стали добровольными мучениками, страстотерпцами, теми, кто терпел все лишения блокадного города во имя победы, и кто находил при этом силы помогать другим. Сколько было в городе в годы блокады молодежных отрядов, которые помогали людям справиться с трудностями, находили тех, кто совсем уже остался без сил, голодных, в холодных квартирах, оказывали им первую медицинскую помощь. Сколько ленинградцев, превозмогая собственную слабость, захоранивали людей, умерших на улицах, чтобы не лишить их традиционного православного погребения. Многие подвиги в те годы были явлены в нашем городе, люди сами в себе открывали способность быть милосердными, даже и из последних сил. Те тяжелые времена послал нам Господь чтобы мы отрезвились, чтобы вновь стали людьми, вернулись к христианским традициям.

И, конечно, город бы не выжил без покровительства Пресвятой Богородицы, без ее небесного заступничества, без покровительства другого ее образа - Казанской иконы, которая всегда находилась в нашем городе, и в дни блокады в том числе. Так сложилось, что сегодня, обращаясь молитвенно к Пресвятой Богородице, мы вспоминаем подвиг тех людей, благодаря которым наш город остался самым прекрасным на земле, градом святого Петра. И сейчас на его просторах красуются храмы с золотыми куполами, где прославляется имя Пресвятой Богородицы. Но мы с вами, друзья, все слушаем новости, заглядываем в газеты, видим телевизионные сводки новостей. Мы с вами понимаем - и христиане знали это во все времена, что в любой момент новая беда может коснуться нас с вами. И мы должны быть готовы оставаться добрыми христианами, несмотря ни на какие обстоятельства».

Проповедь священника того же храма Андрея Панкова, произнесенная в День снятия блокады, представляет собой пример еще более категоричной абсолютизации:

«Мы всегда будем помнить день, который сегодня отмечаем, помнить как пример невероятного мужества и стойкости нашего народа. Мы знаем, что своими лучшими качествами наш народ обязан Православной Церкви. Православие сделало из разрозненных славянских племен единый народ, который способен совершать великие дела. Сегодня мы молились об усопших блокадниках, вспоминали их подвиг, молили Господа, чтобы Он сподобил и нас такого же мужества, чтобы отстоять свою историю, суть нашего народа - Православную Церковь. Дай Господи, чтобы в эти непростые дни, когда многим приходится делать выбор, мы нашли в себе мужество подражать нашим великим предкам. Дай Бог, чтобы мы всегда помнили, что стержень русского народа есть Православная Церковь. Дай Бог,чтобы мы обрели мужество в исполнении заповедей Христовых».

Кажущаяся на первый взгляд бессвязность текста, где риторика клишированных советских лозунгов соединяется со столь же клишированными религиозными концептами, тем не менее является отражением новой церковной идеологии, суть которой сводится к конфессионализации исторического наследия и абсолютизации роли православия в победе над фашистской Германией в 1945 году. Идеологический импульс был задан речью патриарха Кирилла возле могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены 8 мая 2013 года, когда он сопоставил окончание Великой отечественной войны уже не с датой празднования памяти св. Георгия-победоносца , а с продолжавшимися на тот момент днями недели после православной Пасхи:

«Конечно, это неслучайно, — подчеркнул Предстоятель. — 22 июня 1941 года, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, враг сунулся в наше Отечество, не заглянув в церковный календарь, и все это закончилось праздником Святой Пасхи, памятью Георгия Победоносца и полной победой нашего оружия».

Благодаря механизму ретроспективного сопоставления дат церковного календаря с событиями военной истории задается тенденция прогрессивной (проспективной) конфессионализации всего семиотического ресурса, связанного с военными достижениями красной армии в период 1941-1945 гг. Претензии иерархов РПЦ на главенствующую идеологическую (и в какой-то мере технологическую) роль в победе над фашизмом подкрепляются представителями исполнительной власти, как это хорошо было видно на примере уже упомянутых мероприятий с возложением церковной делегацией венков к могиле Неизвестного солдата. Участие патриарха и высших церковных иерархов в траурной церемонии происходило в условиях, когда Александровский сад оказался закрытым для посетителей. После возложения венков перед церковной делегацией прошла маршем рота почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, после чего последовало обращение патриарха с уже процитированной речью. Характерно, что в Интернет-сообществе сразу же развернулись дискуссии по поводу этого мероприятия. Но в большинстве своем участники социальных сетей возмущались не содержанием речи патриарха, а тем фактом, что церковные иерархи, принимая парад роты почетного караула, стояли при этом спиной к Вечному огню .

На стихийный характер практик религиозного (со)участия в торжественных и траурных мемориальных мероприятий влияет позиция руководства страны, как это видно из недавней критики президентом В. Путиным инициативы зажечь 9 мая все лампады в церквях от Вечного огня. На заседании Российского оргкомитета «Победа» 17 марта 2015 года в Кремле полномочным представителем президента в Центральной федеральном округе А. Бегловым было предложено провести «всероссийскую эстафету вечного огня», Суть инициативы заключалась в том, чтобы «доставить вечный огонь от стен Кремля не только в города, но и в прямом смысле в каждый дом. В регионах от вечного огня будут зажжены лампады в местных храмах, чтобы жители могли поставить свечки или унести частичку вечного огня домой, чтобы помянуть своих близких». На что президент В. Путин высказал следующее замечание:

День Победы - это «не религиозный праздник - это общенациональный светский праздник. У нас кроме православия, к которому я и сам себя отношу, всё-таки есть ещё и ислам, есть буддизм, есть иудаизм. Нам только нельзя ни в коем случае нечто сделать такое, что одна конфессия будет делать что-то, что другая делать не сможет. Если уж и делать, то делать всем вместе. Я не знаю, у буддистов есть возможность зажечь огонь и перенести куда- то в храмы? Я просто не очень понимаю, иудеи точно могут свечи зажечь, а мусульмане могут или нет? Если нет, то тогда лучше не делать ничего, что не могли бы сделать другие.

Это должен быть единообразный подход абсолютно ко всем гражданам Российской Федерации. Все должны в едином порыве делать что-то общее. Не должно быть ничего, что нас разъединяет или чего-то кому-то не хватает. Я просто прошу вас. Это такая мелочь вроде бы, как казалось, но всё-таки надо над ней подумать как следует. И, безусловно, духовное начало в этом празднике присутствует. И каждый, когда шёл под пули, молился по-своему, это очевидная вещь. Но нужно найти такие формы, которые бы объединяли всех и каждого».

Замечание главы государства справедливо в свете факта активного участия верующих в материальном обеспечении достижений Красной армии. Известно, что не только танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский» были сооружены на деньги, собранные православными, но также санитарный самолет «Милосердный самарянин» был построен на средства баптистов, а танковая колонна им. св. Давида Сасунского была сформирована приходами Армянской апостольской церкви . При количественном доминировании православных среди других религиозных общин, основывавших свою деятельность в годы войны на религиозных мотивах, неоспоримым остается факт превосходства атеистической идеологии над религиозной в моделировании поведения и деятельности советских людей. Журналист Александр Невзоров в интервью авторам фильма «Развоцерковление» обратил внимание на ничтожно малый процент культовых предметов, находимых в ходе поисковых операций на месте бывших боев .

Позиция представителей других конфессий в вопросе пропорционального соотношения светских и религиозных элементов в воинских ритуалах сводится к воспроизводству традиционных поминальных практик. Например, 5 мая 2014 года представители мусульманской и иудейской общин участвовали в открытии мемориальных плит в память, в одном случае, советских солдат, ушедших на войну из Таджикистана , в другом, «Сыновьям и дочерям еврейского народа - защитникам и жертвам блокадного Ленинграда». При этом члены еврейской общины каждый год в праздничные дни 8 и 9 мая проводят на еврейском кладбище воскресник  по уборке могил.

Как можно видеть из двух вышеперечисленных примеров, мемориальные практики мусульман и иудеев строятся по принципу избирательности в отношении тех, на кого они направлены: религиозно мотивированные действия совершаются по отношению к тем, кто являлся носителем религиозной традиции; в то время как православные служители стремятся к монополизации мемориальных локусов и мемориально-патриотического дискурса и абсолютизации вклада верующих РПЦ в военные победы СССР. Именно поэтому в качестве контрастного примера еврейским воскресникам по уходу за могилами следует привести попытку построить на Синявинских высотах полигон твердых бытовых отходов в 2009 году , т.е. в преддверии 65-летия со дня Победы. Стройка была остановлена благодаря протестам общественности, в числе которой не было православных священнослужителей.

В качестве единственной актуальной инициативы православного сообщества в рамках мемориальных практик является организованный членами прихода Князь-Владимирского собора в Петербурге Всероссийский помянник , представленный под сводами храма в электронном виде. Но общая риторика, присущая Русской православной церкви в целом, с непропорционально большим количеством религиозно-фольклорных мотивов и механизм ретроспекции изменяют мемориальную топографию, где светская гуманистическая стилистика разрушается вторжением элементов с сугубо православной маркировкой. Оправданное, с точки зрения религиозного сознания, объяснение конкретных исторических событий вмешательством сакральных сущностей в случае технологически сложных военных операций 1941-194 5гг. конструируется по определенной модели, содержание которой сводится к одностороннему взаимодействию потусторонних сил с социумом. Как следует из легенд, решающим фактором в открытии и успешном функционировании Дороги жизни были не коллективные молитвы верующих перед определенным образом Богоматери, а простая календарная взаимосвязь церковной памяти по случаю явления иконы «Скоропослушница» и пуском по льду Ладожского озера первых машин с продовольствием. Точно такой же мотив односторонних взаимодействий сакральных сущностей по принципу календарного совпадения прослеживается и в сопоставлении даты снятия блокады Ленинграда в день церковного почитания равноапостольной Нины, и окончательного разгрома советскими войсками фашистской Германии в «пасхальные дни» 1945-го года.

Изначальная этиологическая мотивировка религиозных легенд, предполагающая объяснение военных событий, с одной стороны, карой за грехи, с другой, как результат вмешательства высших сил, в последнее время сдвигается в сторону искусственно конструируемой идеологии, целью которой является претензия церковных иерархов на безусловное обладание как символическим, так и связанным с ним материальным капиталом, имеющим отношение к мемориальной традиции, сложившейся вокруг событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

При несомненном вкладе в общее дело Победы духовенства и верующих всех российских религиозных объединений, попытки конфессионализации элементов мемориальной традиции наблюдаются преимущественно со стороны представителей РПЦ МП. Здесь сказывается не только ограниченность набора ритуальных действий (в виде панихид) и жанрового разнообразия богословски обоснованных текстов, но также инертное следование представлениям о России (и тем самым, Советском Союзе) как о «канонической территории Православной церкви».

Подобное ретроспективное конструирование роли РПЦ в Великой Отечественной войне выявляет механизм произвольного оперирования основными категориями сознания, такими как время и пространство. Конфессионализация исторического наследия, относящегося к советскому периоду с его господством атеистической идеологии, представителями одной из религий обнаруживает проблему хронологических и пространственных границ самой этой религиозной общности. В рамках подобной когнитивной модели, когда объективные факторы событий оказываются взаимозаменяемы субъективными факторами, сами события легко становятся обратимыми в режиме «бывшее-небывшее». В этом случае подчеркивание особой роли православия в победе советских воск над фашистской Германией легко обходится не только без ревизии такого факта, как сотрудничество православного духовенства с фашистским командованием на оккупированных территориях, но и без решения неизбежных вопросов, связанных с теодицеей, т.е. с соотнесением всемогущества высших сил с конкретными в своей хронологической и топографической определенности военными событиями, повлекшими многомиллионные человеческие жертвы.

Ретроспективное моделирование Русской православной церковью значимости своего участия во время ВОВ, зачастую проходящее на уровне карикатурной фольклоризации всенародной трагедии, лишает современную религиозную общность мобильности в воспроизводстве новых мемориальных форм и практик, могущих объединять общество

Список источников:

Администрации Санкт-Петербурга - http://gov.spb.ru/

Администрация президента Российской Федерации - http://www.kremlin.ru/

Алейникова, С.М. Конструирование образов Великой Отечественной войны в контексте информационной безопасности России и Беларуси / С.М. Алейникова // Идеологические аспекты военной безопасности. - 2013. - №2. -

С. 47-50. - http://zdravomyslie.info/cat/5-news/259-constr-image-war.

Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. Официальное издание Петербургской епархии РПЦ МП - http://aquaviva.ru/

Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России - http://dum-spb.ru/

Еврейские новости Петербурга - http://news.jeps.ru/

Живой журнал Аркадия Бабченко - http://starshinazapasa. livej ournal.com/610491 .html.

Информационное агентство «Вода живая». Проект «Глобус епархии. Карта православной активности Санкт-Петербурга и Ленобласти» -

http://globus.aquaviva.ru/

Информационный портал http://www.newsru.com/

Князь-Владимирский собор Петербургской епархии РПЦ МП - http://www.vladimirskysobor.ru/

Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., Наука, 1975. - http://militera.lib. ru/h/kovalchuk_vm/index.html.

Кравцова И. Мусорный полигон на месте поля битвы? -

http://www.rosbalt.ru/piter/2009/01/23/612228.html.

Невзоров А. Приватизация военных побед РПЦ. Интервью Михаилу Баранову для фильма «Развоцерковление» -

http://www.youtube.com/watch?v=roSlxg0gofs

Одинцов М.И. К истории Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны (комментарий в цифрах и фактах) -

http://www.sedmitza.ru/text/413993.html.

Петербургская митрополия Русской православной церкви (Московский патриархат) - http://mitropolia.spb.ru/

Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации - http://cprfspb.ru/5538.html

Русская православная церковь. Московский патриархат - http://www.patriarchia.ru/

Русский православный информационный ресурс третьего тысячелетия. - http://days.pravoslavie.ru/

Свято-троицкая Александро-невская лавра Петербургской епархии РПЦ МП - http://lavra.spb.ru/

Тихвинский богородичный мужской монастырь Тихвинской епархии РПЦ МП - http://www.tihvinskii-monastyr.ru/holy/history/

Управление социальной защиты населения города Арзамаса Министерства социальной политики Нижегородской области - http://www.uszn40.ru/

Храм во имя иконы Божьей матери «Скоропослушница» в поселке Кузьмоловском Выборгской епархии РПЦ МП - http://zaozernaya.ru/ikona-qskoroposlushniczaq-v-sankt-peterburge-23.html

Храм Всех святых в земле русской просиявших в Парке победы Петербургской епархии РПЦ МП - http://hrampobeda.ru/

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Петербургская епархия РПЦ МП - http://moyhram.org/

Церковно-научный центр «православная энциклопедия» -

http://www.sedmitza.ru/

Церковь святого великомученика Георгия-победоносца Петербургской епархии РПЦ МП - http://hram-slava.ru/

Шкаровский М.В. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда // Портал «Ленинград. Победа: http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/tserkov- v-gody-blokady/

Выступление президента Владимира Путина на заседании Российского оргкомитета «Победа» 17 марта 2015 года:

«Сегодня мы видим не только, к сожалению, попытки переиначить, исказить события той войны, но и циничную, ничем не прикрытую ложь, наглое очернительство целого поколения людей, отдавших практически всё этой Победе, отстоявших мир на земле. Я думаю, что вы сами об этом знаете, лишний раз повторять не нужно, но иногда, действительно, язык не поворачивается, чтобы пересказать все эти бесстыдные выводы, наблюдения так называемые, не имеющие ничего общего с правдой.

Их цель понятна: подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить её статуса страны-победительницы - со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх. Порой звучит просто откровенный бред - просто удивительно, как люди доходят до этого. И на самом деле это не так безвредно, потому что происходит попытка заложить в голову миллионов людей, прежде всего молодёжи, совершенно опасные тенденции и извращённые представления об истории». - Администрация Президента РФ

http://www.kremlin.ru/transcripts/47867.

Текст приводится с сохранением орфографии оригинала. - http://www.uszn40.ru/?mode=wow4170rcdpov.

А. А. Титова. Тихвинская икона Божьей Матери - один из символов России. - http://www.tihvinskii- monastyr.ru/holy/history.

Текст приводится с сохранением орфографии оригинала.

http://www.uszn40.ru/?mode=wow4170rcdpov.

http://hram-slava.ru/o-khrame.

http://moyhram.org/.

В чем можно убедиться благодаря панорамному обзору, представленному на сайте храма http://hrampobeda.ru.

Фотоархив. Парад, посвященный 69-й годовщине победы в Великой Отечественной войне - http://gov.spb.ru/press/photo/4445/.

Санкт-Петербург отмечает 69-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне - http://gov.spb.ru/press/governor/48242/.

Митрополит Варсонофий побывал на параде в честь Дня Победы на Дворцовой площади - http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=52538&sphrase_id=25875.

В День освобождения Ленинграда от блокады в Успенском храме на Малой Охте совершено богослужение. 27 января 2015 г. Проповедь иерея Андрея Панкова -

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=65593.

 «Народ наш встал на защиту своего Отечества. Святые угодники, в земле российской просиявшие, святой великомученик Георгий, Пресвятая Богородица, Господь, взиравший на безумства тех, кто посягнул на Святую Русь, - все были с нами», - сказал Патриарх // Патриарх Кирилл: победа над фашистами стала результатом самоотверженности людей и силы Божьей -

http://www.newsru.com/arch/religy/06may2011/pobeda.html.

В канун 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Предстоятель Русской Православной Церкви и духовенство г. Москвы возложили цветы к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. - http://www.patriarchia.ru/db/text/2957878.html.

Живой журнал Аркадия Бабченко: http://starshinazapasa.livejournal.com/610491.html.

Кравцова И. Мусорный полигон на месте поля битвы? -

http ://www.rosbalt. ru/piter/2 009/01/2 3/612228.html.

(Опубликовано в сборнике материалов Восьмых социологических чтений памяти В.Б. Голофаста «Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему?». 9-11 декабря 2014 года. Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург.)

Рыйгас Елена Владимировна

Ключевые слова: религиозная легенда, мемориальная топография, анахрония, ретроспекция, Русская православная церковь, Великая отечественная война, блокада.

источник