Logo
Версия для печати

Валаам как зеркало русской действительности

valaam

В фильме «Валаам» (показанному 14 января 2017 г. по телеканалу Россия-1) четыре действующих лица, — сам монастырь, ведущий-рассказчик, глава монастыря и президент РФ.  История самого монастыря рассказана, как принято в последнее время в российских СМИ, с «придыханием», с признанием некоей «высшей» важности самого религиозного сооружения, лиц, его населяющих и, соответственно, тех, кто этих лиц содержит, меценатов и покровителей. 

 

Ничего не рассказано про название монастыря, дохристианскую историю этого места, то, что это была одна из частей пути из «варяг» в «греки», что Ладога принадлежала шведам и воевалась Петром Первым и т.д., но для «патриотической» и «духовной» истории это несущественно, клады ладожских пиратов можно выдать за доказательства существования монастыря в «глубокой древности», финские доты и дзоты (линию Маннергейма) обвинить в разрушениях монастыря, хотя финны монахов не трогали и после поражения приняли их у себя в Финляндии (на кого монахи молились при финнах, тоже не говорится)...

Некоторая часть фильма занята кадрами хроники, с разрушенными постройками, и внимание зрителя концентрируется на отношении советской власти к религии, хотя в конце 80-х годов в руинах, например, стоял Дом Пашкова в центре Москвы, который не имел никакого отношения к религии. В остальном образный ряд должен создавать впечатление удовлетворенности, законченности, стабильности. «Восстановили монастырь — восстановим и Россию» — звучит рефреном через весь фильм.

Главным героем фильма является конечно президент Путин, его хвалит и глава монастыря, и «чудесно» обозначают своё покровительство небесные силы, в виде голубя с финским кольцом на лапе, прилетевшем на строительство, и «фиксируются» с ним пожилые туристы (рыбаки?). Герой скромен, и, как обычно, не афиширует свои заслуги и не озвучивает суммы, вложенные в восстановление, фактически новое строительство монастыря, на проведение подводного электрокабеля, покупку племенного стада и т.п., образ героя складывается по форме написания «житий», где перечисляются деяния святых и мучеников, без детализации, свои ли они деньги тратили, кого пришлось выгнать из своих домов и т.п.

Ведущий поддакивает сияющему от радости настоятелю монастыря, показывает постановочные картины крещения в проруби, круглосуточных молитвенных бдений и задает заранее согласованные вопросы главному герою фильма.  Главный герой повторяет снова все те же тезисы, которые когда-то усвоил. 

О том, что «моральный кодекс строителей коммунизма» был списан и сублимирован из Библии, хотя это совершенно не соответствует реальности, тексты заповедей и кодекса имеют разные векторы направленности, библейские служат ограничению субъективного человеческого нрава и, скорее напоминают уголовный кодекс, а строители коммунизма ориентируются на коллективное взаимодействие.

О том, что коммунизм при советской власти был религией и мало чем отличался от христианства, а тело Ленина — «православные мощи» (чему почему-то обрадовались нынешние коммунисты). Это предположение также весьма поверхностно. В России, которая к 1917 году была аграрной и религиозной страной, не сложилось буржуазного уклада и свободомыслия у неграмотного населения, поэтому марксистская идеология воспринималась как религиозная догма, просто по причине того, что не был воспитан другой способ восприятия, несмотря на все призывы Ленина (учиться, учиться, коммунизму), его мумифицировали в соответствии с древнейшими «духовными истоками» христианства — египетской «Книгой Мертвых», именно открытия Древнего Египта в 19 веке породили теософию и эзотерику, которой увлекались большевистские вожди, построившие Мавзолей, в надежде на оживление вождя учеными в недалеком будущем. 

Сравнение Валаама с «зеркалом» России, и что «у нас много таких зеркал», — это единственное, прозвучавшее в фильме, с чем можно согласиться, действительно, очень много в России мест, где идет передача имущества и земли религиозным конфессиям (в основном РПЦ МП), их финансирование за счет средств бюджета.

Сами действия Церкви напоминают действия кукушки, которая подкладывает свои яйца в чужое гнездо, птенец избавляется от конкурентов, а приемный (насильственно) родитель умирает от истощения, надорвавшись кормить чужое «сокровище».

И, конечно, последний тезис совершенно не выдерживает никакой критики. Глава светского (по Конституции) государства, Гарант Конституции, агитирует за религии и приписывает им «милосердие, справедливость, честность, любовь», которые существуют и безо всяких религий у каждого милосердного, справедливого, честного и любящего человека. Впрочем, если их в человеке нет, то, возможно, ему необходима религия (но лучше сначала к врачу).  

© Фонд «Здравомыслие» 2010-2016