Продвижение идей секуляризма и научной картины мира

Свобода совести в РФ 2018 - начало 2019

Заканчиваем публикацию первого варианта доклада С.А.Бурьянова о положении дел со свободой совести, конституцией и светским государством в нашей стране в 2018 и начале 2019 годов.

Для издания доклада в виде книжки мы собираем средства для печати в типографии (верстаем сами и потом рассылаем в органы власти, депутатам и всем жертвующим на благое дело). Пока собрано 6 000 (шесть тысяч) рублей. Реквизиты для переводов:

Paypal https://www.paypal.me/interrno 
Яндекс кошелёк https://money.yandex.ru/to/4100135635252 
Сбербанк "МИР" 2202 2004 2867 3105 (Кондратьев Иван Ю.) 
ВТБ "VISA" 4483 4333 2205 5246 
с пометкой "на издание доклада" 

Далее продолжение доклада, начало здесь. здесьздесь и здесь

Полный текст в формате pdf можно взять здесь , при цитировании и распространении ссылки на автора обязательны.

На основе этого текста автор решил подготовить принципиально новое издание с анализом правовых и юридических международных норм, влияющих на реализацию принципов свободы совести, и обоснованием представлений о мировоозренчески нейтральном государственном управлении как основе устойчивого развития общества.

 

Подробнее ...

Презентация книги «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица»

19 октября, 15:00 магазин "Библио-Глобус"Событие на таймпаде

Презентация книги «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица» 16+

Сборник содержит очерки научного, публицистического, мемуарного и учебного характера, объединенные темой «свободомыслие в отношении религии». В настоящее время книг об этом мощном плодотворном пласте духовной культуры в сравнении с книгами религиозного содержания издается крайне мало. В сборнике представлены как ранее опубликованные, так и пока не изданные материалы, в том числе воспоминания об ушедших из жизни, дорогих для авторов, современниках-атеистах — коллегах, друзьях, которые внесли вклад в развитие и распространение свободомыслия.

Участники встречи:

  • Сергей Васильевич Иванеев, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» НОЧУ ВО «Московский экономический институт», президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», профессор Академии военных наук;
  • Элбакян Екатерина Сергеевна, доктор философских наук, член Европейской ассоциации по изучению религии, член совета Ассоциации российских религиоведческих центров;
  • Ситников Михаил Николаевич, главный редактор Центра религиоведческих исследований «ReligioPolis», российский общественный деятель, публицист, журналист и правозащитник, член Союза журналистов России;
  • Теджерян Карина Суреновна, руководитель Белгородского отделения Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма;
  • Бурьянов Сергей Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека МГПУ, сопредседатель Совета Института свободы совести.

Ждем вас в 15:00 на -1-м уровне, в зале №3.

Подробнее ...

Наука и Религия в светском государстве

304893 600

Встреча Патриарха РПЦМП в Сарове с учеными ядерного центра (фото с сайта Патриархии)

 

(выступление на круглом столе 15 декабря 2016 года, дополненное цитатами и ссылками на источники)

Наука и религия – социальные, общественные практики, отражающие физические процессы восприятия, как свойства и результаты взаимодействия субъектов и объектов (процессов, сред) вселенной. Светское государство – системная основа опережающего развития общества, цивилизации, моделирования человечеством адекватных состояний будущего.

Ключевые слова: светское государство, наука, религия, восприятие, сознание, коммуникация

Подходы к определению понятий, правовые, исторические и физические.

Светское государство – нерелигиозное, управление государственным аппаратом осуществляется не по соображениям идеологии или религии, а в соответствии с Конституцией и Законами государства.  Основа законодательной политики и управления – равные права субъектов  права (частных лиц и организаций) перед Законами Государства.

«… с правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.» (С.М. Алейникова, С.А.Бурьянов  «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»  Москва 2015  https://cloud.mail.ru/public/91Kp/gfzsx958z )

Группы лиц и субъекты, их создающие, взаимодействуют  с другими субъектами права, не нарушая Законов. Законы, фиксация общественных отношений, являются коммуникациями (протоколами связи), обеспечивают неконфликтное существование субъектов в социуме и социума в целом, и, как любые транспортные системы, осуществляют информационный  обмен между всеми субъектами Государства (как системы управления ) и Общества (совокупности личностей и их организаций), создают условия для реализации материального обмена, - ресурсами и продукцией. 

Исторический взгляд на развитие цивилизации (используя шкалу времени, таймлайн, анализируя  не только  письменные источники, но и материальные останки культур и физическое прошлое сред взаимодействия) показывает, что именно практические отношения, обмен товарами и идеями создают отношения, которые фиксируются как законы, записи состояний, правила поведения.

« … эволюция средств культурной коммуникации началась уже в нижнем палеолите: точкой отсчёта можно считать первые стандартизированные орудия и использование огня. С тех пор материальные продукты деятельности несли в себе знаковую нагрузку, так что версификация орудий была одновременно и умножением информационных каналов. Найдены очень древние следы, возможно, свидетельствующие и о попытке процарапать на костях подобие рисунков (например, К. Вульф [2012] ссылается на загадочную табличку из Тюрингии возрастом 300 тыс. лет» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

Подробнее ...

Свобода совести в Российской Федерации. Специализированный доклад за 2015 год

66821996 29medvedev 2 533

полный текст доклада также можно скачать здесь

Введение

             Свобода совести  – системообразующее право в системе прав человека, основополагающее неотъемлемое право каждого на удовлетворение мировоззренческой потребности, придающей смысл существованию на основе свободного мировоззренческого выбора, а также правомерного поведения, основанного на упомянутом выборе без ограничения в других гражданских правах и свободах или их утраты.

Содержание свободы совести включает право индивидуально и/или совместно с другими свободно формировать, выбирать, менять, распространять мировоззрения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.

Современное понимание свободы совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации. Так как правового определения религии не существует, то свободу вероисповедания следует рассматривать не только составной частью свободы совести, но и в качестве поглощенной ею.  

В юридическом плане свобода совести рассматривается как правовой институт, т.е. как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. Иными словами правовой институт свободы совести выступает юридическим измерением данной свободы.

Показателями состояния реализации свободы совести и свободы вероисповедания являются многочисленные нарушения прав индивидов и религиозных объединений, которые проявляются в форме дискриминации, нетерпимости, ксенофобии и насилия на их почве.

Под нетерпимостью и дискриминацией на основе религии или убеждений принято понимать любое различие, исключение, ограничение, или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или удаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод». Это понятие берет свое начало от латинского слова discriminatio (различение) по определённому признаку (раса, пол, религия и т.д.).

Понятие «ксенофобия» теоретически разработано крайне слабо и в правовой системе России не применяется. Соответственно, взаимосвязь противоправных деяний и ксенофобских взглядов, под влиянием которых они совершены, не всегда очевидна и вопрос корректности ее выявления является дискуссионным.

Принято считать, что ксенофобия (от греческого ξένος — чужой и φόβος — страх) это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

С юридической точки зрения более корректно использовать понятие дискриминация, нетерпимость и ксенофобия «по мотивам мировоззренческой принадлежности», вместо распространенного «по мотивам религии или убеждений».

Этот подход основан на осознании отсутствия правового понятия «религия» и узости понятия «убеждения». Подразумевается, что мировоззрение это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы, ценностные ориентации. Соответственно убеждение это элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах, знаниях и оценках действительности.

Конституционный принцип светскости государства, закрепленный в ст. 14 Конституции России является важнейшей гарантией реализации свободы совести и защиты от дискриминации.

Светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора. Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций.

Нарушение принципа светскости дезавуирует как отдельные виды гарантий реализации свободы совести, так и систему гарантий в целом. В Российской Федерации нарушение конституционного принципа светскости государства проявляет себя в форме клерикальной идеологизации органов государственной власти.

Клерикальная идеологизация государства это нарушение мировоззренческого нейтралитета, выражающиеся в сращивании институтов государства с одной из конфессий, доктринальные установки которой используются в качестве государственной идеологии.

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства как гарантия реализации свободы совести не совместим с выстраиванием иерархии религиозных объединений на основе дискуссионных в религиоведческих науках и заведомо неправовых понятий: «традиционные религии (религиозные организации)» – «нетрадиционные религии (религиозные организации)» – «секты», а применительно к исламу: «традиционный ислам»-«нетрадиционный ислам»-«ваххабизм».

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства не совместим с борьбой государства за «духовную безопасность», с «социально опасными религиями», «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом». Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

Принцип светскости (мировоззренческого нейтралитета) государства не совместим со специальным правовым регулированием «религиозной», в т.ч. «миссионерской» деятельности.

Деятельность соответствующих объединений должна регламентироваться на общих с общественными некоммерческими объединениями правовых основаниях.

Кроме того, следует отметить, что статья 4 Конституции Российской Федерации определяет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

            Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ст. 5).

            В статье 11 Конституции РФ говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Соответственно, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

            Указанный выше подход подтверждает принцип разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), а также ее светский (мировоззренчески нейтральный) характер (ст. 14). Особо подчеркивается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

            Следует отдельно отметить, что смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления обеспечиваются правосудием и должны быть направлены на реализацию прав и свобод человека и гражданина (ст. 18).

            Конституционный принцип светскости государства (ст. 14) является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и важнейшей гарантией реализации свободы совести (ст. 28). Это значит, что нарушения светскости государства направлены на подрыв основ конституционного строя России и неизбежно ведут к проблемам реализации прав человека и свободы совести, в частности.

            В указанном выше контексте, в Российской Федерации были выявлены системные нарушения принципа светскости государства, осуществляемые с целью удержания власти и реализуемой посредством коррумпированных отношений государства с религиозными объединениями.

Системообразующим фактором коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями является государственная политическая элитно-властная (верхушечная) коррупция, связанная с принятием решений имеющих самую высокую цену – удержание власти, и относящаяся как к отношениям государства с религиозными объединениями, так и к избирательному процессу.

Фактически свобода совести подминается религиозной политикой и поглощается системной коррупцией в области отношений государства с религиозными объединениями.

            Таким образом, ситуация в области религиозной свободы определяется, прежде всего, государственной религиозной политикой, в том числе продолжением тенденций формирования антиконституционного и коррупциогенного законодательства. И только затем можно говорить о неисполнении законодательства, некомпетентности, злоупотреблениях и коррупции региональных чиновников, приводящих к нарушениям прав верующих и религиозных объединений.

            На международном уровне принципы свободы совести были закреплены в различных документах как универсального, так и регионального характера.

            В Уставе ООН, заложившем основу современной международно-правовой защиты и принятом 26 июня 1945 года, говорится об обязательстве государств-членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Среди универсальных документов по правам человека, затрагивающих сферу свободы совести, следует выделить: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Конвенцию о правах ребенка; Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларацию принципов толерантности и др.

Эти документы явились важными шагами на пути утверждения свободы совести, но, к сожалению, попытки преодоления многочисленных понятийных противоречий в сфере свободы совести, предпринятые Комитетом ООН по правам человека, своей цели достигли не в полной мере.

Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека № 22 (48) – «Свобода мысли, совести и религии» (статья 18) и № 23 (50) – «Права меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды (статья 27)» не в полной мере повысили эффективность соответствующих международно-правовых норм.

            Представляются актуальными и адекватными Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека № 24 - Оговорки или заявления от 1994 года, гласящие, что «государство не может резервировать за собой право … отрицать свободу мысли, совести и религии, …, позволять пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти».

            К региональным документам в области свободы совести следует отнести акты:

Совета Европы (Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод; Протокол №1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;  Европейская Социальная Хартия и др.); СБСЕ/ОБСЕ (документы совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ; Парижская хартия для новой Европы (Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе); Хартия европейской безопасности и др.);

Европейского Союза (Хартия основных прав Европейского Союза и др.);

Содружества Независимых Государств (Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод; Конвенция  Содружества Независимых Государств о правах  и основных свободах человека и др.).

Региональные международно-правовые документы Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/СБСЕ), Европейского Союза, подтвердили приверженность государств-участников свободе мысли, совести и религии, закрепленным в универсальных международно-правовых документах. Также государства-участники взяли на себя обязательства противодействовать нарушениям в сфере свободы совести, ксенофобии, нетерпимости и дискриминации.

            Особую роль играет Европейская конвенция о защите прав человека и основных от 1950 года и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), которая, несмотря на многочисленные проблемы, является реально действующим механизмом защиты декларируемых прав человека в сфере свободы совести.

            Конвенция  Содружества Независимых Государств о правах  и основных свободах человека содержит формулировки, закрепляющие права человека в сфере свободы совести в целом соответствующие универсальным и европейским документам. Однако, по сравнению с европейским, механизм СНГ является более слабым, поскольку не содержит действенных процедур рассмотрения жалоб.

            О приверженности России общепризнанным принципам и нормам международного права свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В соответствии со статьей 28 «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Ст. 14 декларирует «1. РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Ч. 2 ст. 19 органично дополняет ст. 14 и ст. 28. Она гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от…отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Кроме того, Конституция Российской Федерации, подтвердила в качестве правовой основы такие нормы, как идеологическое многообразие (ч. 2 ст. 13), равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от их отношения к религии, убеждений, запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В ч. 2 ст. 29 подчеркнуто: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие ... религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда ... религиозного ... превосходства». Кроме того  в ч. 3 ст. 59 установлено: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

В ч. 2 ст. 55, закреплено следующее: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Реальное применение этой нормы напрямую зависит от развитости принципов соответствующих прав и свобод. Тем не менее, применительно к праву на свободу совести в РФ она работает не в полной мере.

Крайне серьезными проблемами, влияющими на уровень реализации свободы совести в РФ, являются вопросы повышения  эффективности международно-правовых норм и институтов в сфере прав человека, а также взаимодействия международно-правовых документов и внутригосударственного законодательства Российской Федерации в области свободы совести.

 полный текст доклада можно скачать здесь, или читать далее

Подробнее ...

Презентация книги «Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»

logo

21 декабря 2015 года
19:00 - 21:00

Состоится

Презентация книги «Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»

Сахаровский Центр
Москва, ул.Земляной вал, д.57, стр.6
Круглый Зал
 http://www.sakharov-center.ru/

Докладчики:

Бурьянов Сергей Анатольевич - автор, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека ГАОУ ВО МГПУ. Сопредседатель Совета, ведущий научный сотрудник Института свободы совести -

доклад «Международно не признанная светскость государства, как одна из важнейших гарантий международно признанной свободы совести».

Иванеев Сергей Васильевич – кандидат юридических наук, член Федерального Политсовета Всероссийской политической партии «Партия свободных граждан», президент некоммерческой организации «Ассоциация Граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма» -

доклад «Конституционные основы правосознания в образовательном пространстве светского общества».

Участники Фонда «Здравомыслие»

мероприятие на фейсбук

Подробнее ...

Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально

brosh

Фонд «Здравомыслие» С. М. Алейникова, С. А.Бурьянов

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально

Москва 2015 УДК 321.01 ББК 66.0 А45

Рецензенты: Л. Е. Земляков, Е. О. Васильчук

А45 / под ред. И. Кондратьева — М., 2015. — 62 с.

Книга представляет собой теоретико-прикладное научное издание, посвященное актуальным вопросам светскости государства и смежных категорий. Основу работы составили теоретические разработки, юридические документы, материалы правозащитного мониторинга, материалы религиозных организаций и средств массовой информации, иные открытые источники.

В книге рассмотрены основные теоретико-правовые и практические вопросы светскости государства, исследовано влияние государственной политики и институтов гражданского общества на реализацию свободы совести.

Работа подготовлена для всех интересующихся проблемами светскости государства и свободы совести. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Обществознание», «Права человека», «Свобода совести».

Издание подготовлено при участии фонда «Здравомыслие» и «Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

Полный текст размещен в библиотеке "BOOKMATE"

Рецензии:

 
Подробнее ...

Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально

sgvo

Фондом «Здравомыслие» в сотрудничестве с «Ассоциацией граждан 21 века за развитие светскости и гуманизма» подготовлено издание

«Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально» 

Книга представляет собой теоретико-прикладное научное издание, посвященное актуальным вопросам светскости государства и смежных категорий. Основу работы составили теоретические разработки, юридические документы, материалы правозащитного мониторинга, материалы религиозных организаций и средств массовой информации, иные открытые источники.

В книге рассмотрены основные теоретико-правовые и практическиевопросы светскости государства, исследовано влияние государственной политики и институтов гражданского общества на реализацию свободы совести.

Работа подготовлена для всех интересующихся проблемами светскости государства и свободы совести. Рекомендуется для использования в качестве учебного пособия по дисциплинам «Обществознание», «Права человека», «Свобода совести».

На издание получены положительные отзывы ведущих профильных специалистов России, Белоруссии и Украины.

 

 

Secular state in FAQ:  short, clear and actual

 

The book is theoretical and applied scientific publication devoted to the secular state and related categories. The basis of the work are theoretical developments, legal instruments, human rights monitoring materials, materials of religious organizations and the media, other open sources.

 

The book examines the main theoretical, legal and practical issues of  secular state, the influence of state policy and institutes of civil society on the implementation of freedom of conscience.

 

The book prepared for everybody who are interested in the problems of secular state and freedom of conscience. It is recommended for studying social science, human rights, freedom of conscience

Для заказа и приобретения книги (брошюра, мягкий переплет, 64 стр.), пожалуйста, пишите

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Подробнее ...

Сборник конференции ушёл в печать

Ушёл в печать сборник конференции "Светское Государство - Гарант Общественного Мира"

Оригинал-макет сборника можно скачать здесь

На сайте конференции работает магазин по тематике Фонда, многое доступно для скачивания.

 

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Движение Брайтс