Продвижение идей секуляризма в России

Концептуальный кризис института священства

Снимок экрана 2016-01-05 в 0.51.07

Когда-то, в далёкие и даже доисторические времена, а священству как институту наверняка не один десяток тысяч лет, общий уровень жизни людей, производительность труда, были весьма низкими. Обычному человеку, занятому банальной борьбой за физическое выживание, некогда было и задумываться, а тем более рассуждать о вещах, к повседневным делам прямого и непосредственного отношения не имеющих. Нравственный выбор, духовный поиск, поиск смысла бытия, устройства мира, природы и происхождения мироздания... а когда этим заниматься? Надо было выжить в природных катаклизмах, разгулах стихий, и нескончаемых войнах между племенами, странами, государствами наконец. Но человечество так бы и перерезало друг друга, если бы среди людей периодически не появлялись те, кто в силу своей природной одарённости, ну или в силу особой благодати неких высших надчеловеческих сил, не суть важно, кто позволял ставить такие вопросы и пытался найти на них хотя бы какой-то ответ. Пложение усугублялось тем, что письменность если и была, то владеющих ей было крайне и крайне мало, по вышеуказанным причинам. Некогда было простому человеку грамоту учить, и носители письменности были весьма дороги. Пока народу на Земле было относительно мало, положение спасала устная традиция передачи знаний, но человечество неуклонно размножается, так стали появлятся писания. И стали появлятся хранители писаний, толкователи писаний, переводчики, адаптирующие древние тексты к актуальности и особенностям текущего периода.


Снимок экрана 2016-01-05 в 0.52.21

И так появилась каста жрецов, толкователей, разъясняющая простому люду нравственные правила совместного конструктивного сосуществования. Появились и стали переписываться на различные языки заповеди, и сами заповеди и наставления уже перерабатывались соответственно духу всё более и более усложнявшегося социума. Появлялись религиозные институты как наиболее, на тот момент, инструменты эффективного урегулирования импульсов естественных природных инстинктов, устроения максимально возможного и взаимобезопасного, взаимоконструктивного, сосуществования человеческих сообществ вообще и отдельного человека в частности. Римское право как отдельная регулирующая структура от прежде господствующих над всеми нормами жития религиозных установок и правил появилось гораздо позднее. Но и в последующие времена грамотность была редкостью, и институт священства, или жречества, был актуален. И концептуальная форма сего института всё более и более укоренялась в сознании большинства людей как традиционное, навечно нерушимое явление в человеческой жизни.
Снимок экрана 2016-01-05 в 0.54.42
Времена сильно изменились. Теперь всеобщая грамотность, теперь каждый, при желании, в состоянии сам прочитать если не древние тексты, то переводы на современный язык в любом случае. Я здесь не хочу затрагивать вопрос о содержании писаний, это тема нескончаемых споров и неисчерпается никогда. Но современное человечество оказалось в беспрецедентно качественно ином уровне развития сознания. Теперь прочитать и поразмыслить, сделать выводы, может практически каждый, ну за исключением интеллектуальных маргиналов вроде психбольных (хотя психические болезни та ещё скользкая тема), или иных страдающих недостатком интерпретационной возможности разума. Теперь институт священства уже не выполняет свою первоначальную функцию, функцию толкования и разъяснения. Единственная причина его потребности в обществе остаётся банальная лень ума. Как сказал профессор Савельев, мозг самый энергозатратный орган в человеческом теле, и большинству людей проще спихнуть работу разума на кого-нибуть другого. И эта леность есть последнее спасение выживанию священства как организационной формы. Пока есть потребность, будет и предложение, и священство кровно заинтересовано в заморозке развития человеческих умов. Подоплёка всяких манифестаций мракобесия именно в этом - нужно сохранять потребительский рынок. А ленивому человеческому рассудку очень легко слушать готовые и примитивно простые ответы на вечные вопросы, о нравственном выборе, смысле жизни и строении окружающего мира.

Снимок экрана 2016-01-05 в 0.57.16

 

Одна беда - людей грамотных и самостоятельно мыслящих становится всё больше, это процесс необратимый и ничего уже с этим не поделать. И даже мыльные оперы масс-медиа уже не исправляют положения, ведь человек, ленящийся напрягать свой ум, уже не способен к производительному труду, который без технических знаний невозможен. А там, где компьютеры и прочие высокотехнологические устройства, работать умом приходится вынужденно. Ну и как следствие "разогнанные" умы и на остальные вопросы начинают искать самостоятельные ответы. В итоге институт священства катастрофическими темпами теряет актуальность своего существования, теряется и уходит сам смысл, адеватность концепции жречества, ну или священства, тот-же алгоритм функции.

изображения - Михаил Баранов

текст - Альберт Дусаев

Вторник, 5 января 2016, 0:10

Последнее изменениеВторник, 05 января 2016 12:18

2 комментарии

  • БОРИС
    БОРИС 06.01.2016 15:32 Комментировать

    Браво - кратко и толково изложено! Просто конспект школьного курса по истории религии. Дополнить художественными и музыкальными шедеврами по тематике - и готова увлекательная просветительская программа!
    Усилить можно ссылкой на сегодняшнее Средневековье - угрозы "Мирового халифата", гундяевское наступление на образование и т.п.

  • Келаврик
    Келаврик 05.01.2016 13:02 Комментировать

    Ой не уверен. Если бы дело было в одной только в грамотности. Ньютона и Паскаля не назвать неучами, однако верили. И нельзя сказать, будто верили дежурно, потому как так заведено. Ньютон по ряду параметров еретиком был. На самом деле у жрецов несколько функций.
    1) Объяснительная. И не теряет актуальности. Да, тексты есть, но зато их стало много ))) Верующие в них не могут разобраться. А священников таки учат.
    2) Авторитет. Религиозным людям нужны авторитеты. Были бы не нужны, не верили бы.
    3) Ритуальные функции. Так же как на НГ нужен дед Мороз, так и для религиозных мероприятий нужны священники.

    Ну да, церковь потеряла некоторые функции их взял на себя ЗАГС. Бракосочетания, регистрация смерти и тп. Прикол в том, что религия наполняет свои ритуалы неким особым смыслом для верующих. Грубо говоря венчание и регистрация брака в ЗАГСе не противоречат друг другу.

    ИМХО, надо добиваться того, чтоб верить было не модно. Как сейчас никто не верит в Зевса, нет священнослужителей Зевса и тп. Не модно.

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top