Продвижение идей секуляризма в России

Творчество Личности

 SO 5 1903 sSO 5 1903 d

Пятый, майский номер 1903 года "Научного Обозрения", стал для основателя и редактора журнала последним. В этом номере он начал "Философскими письмами" разговор о творческой личности, разговор, который по форме традиционен, а по содержанию современен.

Наука и религия, знание и вера, практика и метафизика, внутренний и внешний мир, пространство и время,  - на тринадцати страницах автор дает очерк понятий и разъясняет свою позицию, обещая доказать ее в дальнейших письмах.

В этом же номере первая публикация работы К.Э.Циолковского "Исследование мировых пространств ракетными приборами", с трудом утвержденная цензорами, которым пояснялось, что это для фейерверков царственных особ, а не для смущения публики...

Простота изложения материала не должна вводить читателя в заблуждение о простоте рассматриваетмых проблем, даже сейчас, в 21 веке, более чем через сто лет после публикации, большинство не в курсе излагаемых суждений и самостоятельно пытаются осмыслить и понять что такое человек, личность, творчество ... 

Подробнее ...

Религия - Цирк дрессированных демонов имени Корбиниана Бродмана

000006

'Св. Иаков, свергающий с трона мага Гермогена и разгоняющий дьяволов'. Офорт с картины П. Брейгеля Старшего (1565)

 

Хочу сразу оговорить,- тут не будет рассматриваться содержательная составляющая религиозных учений. Также не должно интересовать, какая религия самая правильная, и кто какой вклад внес в радости и горести человечества. Также в данном контексте нам не любопытно, взовьется ли зеленое знамя Пророка и приговорят ли Pussy Riot к публичному сожжению. 

Текст посвящен исключительно причинам, механизмам и внутреннему устройству религиозного феномена. 

I Человек

Теория разума
Theory of mind, она же модель психического состояния человека, она же теория разума (последний термин самый некорректный, но он же и самый звучный),- способность человека опознавать как свои собственные псхические процессы, так и психические процессы окружающих людей. Ранние прото-социальные реакции выявляются у детей в очень раннем возрасте, в 6-9 месяцев, первичная theory of mind как представление о том, что у людей есть психика, она определенным образом устроена, и из этих представлений можно понимать поведение окружающих и делать предположения на будущее, -формируется между 3 и 4 годами. 

Практическое применение теории разума происходит через процедуру ментализации, то есть осознание человеком как внешней объективной действительности, так и внутреннего субъективного состояния, через призму психических процессов.

1944г, исследования Хайдера-Симмеля. Короткий анимированный ролик с движущимися абстрактными геометрическими фигурами. Любой человек в перемещениях геометрических фигур обнаруживает сюжет, наделяет объекты человеческими чертами и расценивает их взаимодействия как социальные. 



Сейчас используется множество подобных анимаций, требующих разной степени сложности ментализацию, широко применяется как в диагностической практике, так и теоретических изысканиях. 

То есть люди по природе своей,- интуитивные антропоцентристы. Детям показывают изображение скалы и парящих над ней птиц и просят описать, что видит. На вопрос «Почему у скалы острая верхушка?» предлагается два ответа «Потому что так сложились частицы камня» и «Потому что скала не хочет, чтобы на нее садились птицы», - с наибольшей вероятностью ребенок выберет второй ответ. 
В другом исследовании детям младшего школьного возраста демонстрировали ролик, где кошка ловит и съедает мышь. Дети утвердительно отвечали на вопросы – «скучает ли теперь мышка по дому?», «беспокоится ли о своем младшем брате, чтобы его тоже не съела кошка» и т.д., при этом ребенок осознает, что мышь съедена и тела ее больше не существует. 

Эта склонность к гиперкогнитивности, т.е. тенденция абсолютизировать психику и мышление, - общая человеческая черта и выявляется примерно в равной степени у всех детей и подростков, как в религиозных, так и светских семьях. 

И наоборот, - нарушения функции ментализации снижает способность человека испытывать субъективно окрашенные религиозные переживания. Среди подросток-аутистов, живущих в религиозной среде и формально являющихся верующими, обнаружено выраженное снижение способности к ментализации Бога, и оно напрямую связано со степенью эмоционально-когнитивного дефекта и неспособностью строить ментальные модели себя и окружающих. Бога как абстрактную концепцию - понимали, а как живое разумное действующее сверхъестественное существо – нет. То есть аутисты- прирожденные атеисты, обычная же, здоровая психика, предрасположена к восприятию мистических, религиозных и иных «сверхъестественных» концепций, и это напрямую вытекает из нашей способности к ментализации. 

Подробнее ...

Философия действительности. Средневековая натурфилософия.

7gl

Продолжаем публиковать тексты из "Философии Действительности" М.М.Филиппова, не издававшейся с 1898 года. Сегодня глава 7 второго тома "Средневековая натурфилософия". Где речь идет об алхимии.

 

ГЛАВА VII.


Средневековая натурфилософия.


Если бы в средние века философы занимались исключительно вопросом об универсалах, или даже вообще, только вопросами логики и онтологии, то крайне сомнительно, чтобы их преемниками могли оказаться люди, подобные Франциску Бэкону и Декарту. Но, как известно, предшественником Франциска Бэкона был его однофамилец Роджер Бэкон, занимавшийся, кроме логики и онтологии, также вопросами естествознания и, главным образом, алхимией. Альберт Великий, единственный человек, получивший прозвище «великого» не будучи государем, был не только одним из крупнейших схоластов, но в то же время и одним из крупнейших алхимиков своего времени. И хотя алхимия не поднялась выше ступени грубого эмпиризма и не заслуживает названия науки в настоящем смысле слова, однако в лучшие свои времена, как например, в XIII веке, она была важной подготовительной школой для научного знания. Лишь позднее, когда алхимия выродилась и превратилась, главным образом, в погоню за легкой наживой, она утратила значение и, наконец, должна была уступить место химии. Алхимики вели свою родословную от египетской премудрости; нет оснований сомневаться, что египтяне могли положить начало чисто эмпирической отрасли знания, имевшей тесное соотношение с некоторыми сравнительно высокоразвитыми у них производствами и с бальзамированием трупов. Считаю даже необходимым подчеркнуть, что ни мало не сомневаюсь в возможности передачи от египтян грекам разных эмпирических знаний; относительно «геометрии» это подтверждается таким надежным писателем, как Аристотель; относительно алхимии сведения гораздо менее достоверны: показания Тертуллиана, Климента Александрийского, Августина не могут считаться убедительными, так как в высшей степени трудно отличить то, что могло быть передано грекам египтянами в древнейшие времена и что появилось в Египте, как плод александрийской образованности, - стало быть, под влиянием тех же греков.


Александрийская наука была, в полном смысле слова, ученостью. Немногие блестящие имена украшали эту школу - к ним причисляют порою даже Архимеда, жившего не в Александрии, а в Сиракузах. Эвклид был прямым преемником классических греческих геометров; новейшие исследования притом доказали, что ему принадлежит, главным образом, честь систематизации, и что огромное большинство приводимых им теорем были известны гораздо раньше. Очень трудно также отличить, что именно в трудах александрийских алхимиков было заимствовано из классической древности, что явилось плодом изучения Египта и что, наконец, составляет их собственное изобретение. Одно несомненно, а именно, что из анонимных ученых, писавших в Александрии огромные фолианты по всем отраслям знания, были и такие, которые в значительной мере воспользовались остатками древней египетской культуры. С другой стороны, достоверно известно, что среди тогдашних египетских ученых были люди, которые писали по гречески различные трактаты, приписывая их Демокриту и другим греческим философам. Слияние греческой культуры, успевшей уже значительно опередить египетскую, с туземною культурой происходило в Александрии в самых разнообразных формах, дополняясь еще семитическими элементами (Позднейшие алхимики уверяли даже, будто слово алхимия происходит от Хемия или Хамия, т. е. страна Хама; другие утверждали, что это слово следует производить от названия города Хемии. Насколько развиты были в Египте химические производства, показывает существование цветного стекла, цветных материй, сохранивших окраску в течение тысячелетий, наконец, чернил, уцелевших на папирусах. Кто был хотя раз в музее, где есть египетские древности, тот никогда не повторит басни, приписывающей изобретение стекла финикиянам).


Писатели XVII века дошли до того, что утверждали, будто все египетские мифы представляют аллегорические описания химических процессов; так например, Озирис изображает будто бы материю; растерзавший его злодей, брат Озириса, Тифон означает раздробление; гроб химическую реторту, а Фта это огонь. После соединения частей Озириса, подучается новое тело, более совершенное. Такое наивное истолкование антропоморфических мифов, разумеется, не имеет никакой цены; но возможно иное, а именно, что известные химические производства могли формулироваться жрецами под таинственной оболочкой давно известных мифов.


Натурфилософия средних веков была основана главным образом на алхимии и астрологии. Мы ограничимся алхимией и бросим взгляд на последовательное развитие этого учения, составлявшего лишь первый шаг к научному знанию.


Заимствования, сделанные греками у египтян в области алхимии; точно также не должны быть преувеличиваемы, как и прочие их заимствования.

 

Подробнее ...

Метафизическое мышление, вера и поражение психики

tom2

Предлагаем тексты из второго тома "Философии Действительности" М.М.Филиппова, 1 и 5 главу, в которых рассматриваются вопросы общих законов "умственного развития", или, в современном прочтении, - развития сознания или развития восприятия, и формирование метафизического мышления, "духовного", религиозного. Тексты, несмотря на более чем столетнюю давность, и актуальны, в контексте современного развития общественного сознания, и ценны для понимания как источников материалистического, "марксистско-ленинского" представления о сознании, так и причин, по которым сочинения М.М.Филиппова не переиздавались в советской печати. Двухтомник представляет собой очень емкий очерк истории развития мышления и естествознания со времен греческой античности (Фалес и его путешествие к египетским жрецам) по конец 19 века, автор работает непосредственно с источниками, сам являясь издателем и автором журнала "Научное Обозрение", в котором печатаются Д.Менделеев, К.Циолковский, В.Ленин и пр., а также переводчиком Дарвина и К.Маркса.

Копии (сканы в pdf) можно скачать отсюда:    

Философия Действительности, Первый Том

Философия Действительности, Второй Том

Читать:

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top