Продвижение идей секуляризма в России

УРОКИ ДУХОВНОГО УСПЕХА ОТ ОКТАВИАНА АВГУСТА

 

Историческая справка

К началу нашей эры античный рынок духовности вступает в полосу кризиса.

Нет, эллины не разуверились в богах отечественного производства. Об их популярности свидетельствует, например, оживлённая переписка граждан с загробным миром. Следуя добрым старым традициям, эллины зарывали в землю свинцовые таблички с просьбами к богам подземного мира, в основном – всякие нехорошие пожелания соседям.

Но одной только веры недостаточно для производства духовности. Вера должна конвертироваться в скрепы. Раньше роль скреп выполняли боги-покровители полисов, то есть небольших городских или сельских поселений. Эти боги позиционировались в качестве духовных лидеров, которые чудесным образом лоббируют интересы сплотившихся вокруг них маленьких гражданских коллективов. Но в новом глобальном обществе у жителей одного полиса становилось всё меньше общих интересов. Соответственно, позиционирование полисных богов теряло смысл, и их рейтинг стремительно падал.

Опустевшую нишу стали занимать индивидуальные предприниматели. В частном секторе существовало два способа организовать производство духовности. Во-первых, можно создать «коллегию» – аналог потребительского кооператива, члены которого содержали культ на равных паях и выпускали духовность для личного потребления. Эти люди демократическим путём избирали и смещали руководство культа, а также сами определяли количество и качество необходимой им духовности. Объединённые общим культом люди оказывали друг другу поддержку и в обычной жизни, ради чего, по большому счёту, всё и затевалось.

Другой тип религиозного культа – «фиас», подразумевал наличие спонсора, который содержал культ. Чаще всего его адептами становились зависимые от спонсора люди (его работники, арендаторы и даже рабы). Человеку, далёкому от духовного мира, сложно понять, зачем всё это было нужно организатору. Между тем, при правильно организованном тимбилдинге подобный культ внедрял веру в посмертную зависимость от начальника. Что существенно повышало общую лояльность персонала. Этот приём и сегодня с успехом используют прогрессивные духовные менеджеры.

Но частная инициатива не смогла создать культ, который бы объединил всех римлян. Иными словами, на рынке духовности не хватало универсальной духовной скрепы.

Подробнее ...

Бремя колокольчиков

bk 

Есть такой человек - Алексей Марков, и он написал книгу. По большому счёту, даже не одну, а две. Поскольку издавать книжки сейчас сложно и дорого, он решил просто выложить ее в интернетах.

Итак, первая часть книги - это повесть «Бремя колокольчиков». В ней очень ярко, прикольно и иронично описана жизни русского духовенства «девяностых» и «нулевых». Всё без купюр и позолоты - просто череда судеб и трагедий, происходящих в невидимом со стороны поповском мире. Всё это чем-то похоже на «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикоть, поскольку в основе повести Маркова лежат реальные события. Но Марков и написал свою повесть до Кикоть, и действие тут происходит намного раньше, в эпоху, когда и сами священники, и окружающие их люди были полны надежд и иллюзий. Только вот реалии «духовно-нравственного возрождения» оказались совсем иными…

Вторая часть книги - сборник рассказов «Были старца́ Пендосия». Это гротескно-фантазийные истории о лесном подвижнике наших дней. Его образ может показаться безумным, порой даже психоделическим - но не более, чем весь окружающий нас мир.

В общем, скачивайте и читайте.
pdf - https://cloud.mail.ru/public/7KiE/swSQ4Y8ZA
docx - https://cloud.mail.ru/public/E4Ft/vSoGK4Uu1

 

Томас Кранмер

Подробнее ...

Церковь, наука и просвещение в России XIX века

blog 00001019 720x576 

Известно, что в России еретиков было значительно меньше, чем на Западе. Факт отрадный для церковных философов, которые провозгласили теорию народа-богоносца. Однако, 1917 г. и последующие, заставляют усомниться в особом благочестии православных. В частности, когда патриарх Тихон 19 января 1918 года предал анафеме Советскую власть, событие было встречено почти полным равнодушием со стороны как правых, так и левых сил (если не считать реакцией декрет от 2 февраля об отделении церкви от государства и школы). Да и раньше, отлучения не мешали массовой поддержке Лжедмитрия, Разина, Пугачева. Антицерковными мотивами пестрит фольклор. Когда знаменитый собиратель сказок Афанасьев издал в 1860 году очередной сборник, обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения [1 ]:

По поводу изданной (т. е., пропущенной цензором Наумовым – Е. О. Ш.) книги господина Афанасьева под заглавием: "Русские народные легенды" высокопросвещенный митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания.

Распоряжением Главного управления цензуры было предписано не дозволять к перепечатыванию новым изданием книгу "Народные русские легенды, собранные Афанасьевым", 5000 уже отпечатанных экземпляров были "преданы уничтожению" [8 ]. А ведь Афанасьев просто собрал сказки, услышанные в "благочестивом" народе.

Для ответа, почему на Руси не явилось большого числа еретиков, вспомним, из кого выходили еретики на Западе. Многие ереси получили поддержку в Парижском университете. Например, аверроизм: признание вечности материи, неразрывности души и тела, отрицание вечной жизни, независимость выводов науки от церковных догм. В XIII‑XIV веках в Парижском университете существовал кружок преподавателей-аверроистов: Сигер Брабантский, Госвин (оба убиты в папской тюрьме), Боэций Дакийский (умер в заточении), Жан Жаден и Марсилий Падуанский (бежали от папского суда в Германию). Там же развилась ересь амальрикян: утверждение единства бога и мира, отрицание церковного культа. Руководители группы амальрикян (в т. ч. шесть преподавателей Парижского университета) были сожжены, вместе с только что появившимися в Европе естественнонаучными сочинениями Аристотеля. Вольнодумство было свойственно не только Парижу – приверженцы аверроизма известны также и в Неаполитанском и в Страсбургском университетах. Помимо прочих ученых, среди еретиков оказывались, и это закономерно, доктора богословия (Ян Гус, Мартин Лютер, Джордано Бруно). "Темные" еретики, как правило, выходили из людей много знающих и привыкших размышлять. Россия, прямо скажем, здорово отстала в вопросах просвещения от Запада. Какие там университеты… Даже многие священники были неграмотны. Другие же не читали ничего, кроме церковной литературы. В 1601 году литовский канцлер Лев Сапега, бывший в Москве с посольством, расспрашивал бояр о судьбе греческой библиотеки, попавшей в Москву после женитьбы московского князя на византийской царевне. Для нас интересна следующая часть беседы [2 ].

Подробнее ...

Философия Действительности

 

Переиздание книги.

Планируя даже совершенно тривиальное действие, вроде похода в магазин за хлебом, приходится считаться и со временем (работы магазина), и с ценностью объекта (хлеба), расположением магазина в пространстве, климатом (погодой за окном) и т.п.
Что же говорить о планировании деятельности в масштабах страны. Или Земли. А вот тут ещё нам всё время рассказывают про Будущее Вселенной, которое определяется сейчас, и для нас оно будет таким, каким Мы его создаем.

Как говорил один иностранный Консультант на Патриарших, нужно иметь ввиду какой-нибудь срок планирования, хотя бы небольшой, 1 (одну) тысячу лет, чтобы что-то строить и предсказывать.
Немногие знают и умеют как планировать будущее, все знают про календарь, но немногие отмечают на "сетке" грядущие события, совсем единицы планируют на год-два. Олимпийцы (спортсмены) планируют на четыре года. Большинство полагается на "провидение", "судьбу", "бога", организуя свою жизнь в рамках суточного, недельного (месячного) цикла. "Как в тот раз" - основа личного планирования. Мало кого интересует как образуется сам процесс жизни, вот эта самая необходимость знания будущего. История забывается.

Религии повторяют древние представления о мироустройстве, записанные в "священных" книгах. Воспроизводя одни и те же идеи, превращая практику в ритуал. Постоянно переписывая реальность в соответствии с декларируемой "истиной". Наука сомневается в "заданности" событий, ее "истины" относительны.

Именно Наука становится основой успешного планирования будущего. Успешного как создания комфортной среды существования биологического вида "человек разумный", и успешного, как достижения поставленных целей. Не приспособления к существующему Неизменному поведению Авторитета, как требуют религиозные культы. А изменению Будущего.
Конец 19 века стал триумфом Науки. Теории Ч.Дарвина и К.Маркса, Д.Менделеева, Резерфорда, радио, телеграф, электричество, фотография, кино, воздухоплавание, - сломали привычное течение времени и восприятие пространства.

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top