Продвижение идей секуляризма в России

Свободомыслие Сергея Есенина

Есенин Сергей 1924

С.Есенин 1924 год (фото из Википедии)

В 2015 году исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есенина. Поэт оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и множество загадок, тайн. Его многогранная, глубокая личность еще долго будет предметом многочисленных исследований.

Журналиста Геннадия Иванова заинтересовали мировоззрение, особенности и развитие внутреннего мира поэта. Результаты исследования он изложил в книге «Свободомыслие Сергея Есенина». Автор приводит достаточно убедительные, по его мнению, факты свободомыслия в мировосприятии поэта. Он подчеркивает, что Есенин не был мыслителем, философом, он был народным поэтом с обостренным восприятием настроений, переживаний, скорби, радости и чаяний русского народа. Таким образом свободомыслие Есенина представляло собой отражение мировоззрения, здравомыслия народа. В книге приводятся конкретные факты, когда его земляки демонстративно выполняли церковные обряды, а, с другой стороны, хранили верность простонародным преданиям и традициям.

Читать и брать книгу здесь

Геннадий Петрович Иванов в прошлом – посткор газеты «Красная звезда», редактор окружной газеты Туркестанского военного округа, директор ГТРК «Смоленск». Он - автор книг «Примерь шинель, товарищ» («Узбекистан» 1986), «Небо Шаджалиловых» («Узбекистан» 1987), «Баллада о караванщиках» («Узбекистан» 1990), «Библейские числа» («Библия для всех» С- Петербург 2003), «Крушение православной Русской церкви 988-1918» («Смоленская городская типография» Смоленск 2008).

Подробнее ...

ЖИЗНЬ, ИДЕИ И СМЕРТЬ ДЖОРДАНО БРУНО. К 415-летию со дня казни

 

Relief Bruno Campo dei Fiori n1

“Не только тот получает славу, кто побеждает, но также и тот, кто не умирает трусом и подлецом: он бросает упрек в своей гибели и в смерти судьбе и показывает миру, что он не по своей вине, а вследствие несправедливости судьбы пришел к такому концу”

                                                                                                                      Дж.Бруно, “Пир на пепле”,1584

                                                                                                                                                                                                                   

Предисловие

Эпилог. “Жизнь” после смерти

Жизнь Бруно: 1548-1592

Арест и казнь Бруно: 1592-1600

Космология Бруно 

Философия Бруно

Бруно и философы нового времени

Ода человеческой ослиности

Заключение

Литература

Предисловие

В своих статьях “Идея геоцентризма, или история величайшего заблуждения человечества” и ”Идея гелиоцентризма, или история преодоления величайшего заблуждения человечества” (эти работы являются фрагментами энциклопедической книги “Философия жизни и смерти человека” над которой я сейчас работаю), опубликованных в Интернете в 2013-2014 гг., я достаточно подробно рассмотрел эволюцию философских и естественнонаучных представлений о  Вселенной (мифологические и религиозные представления о мире рассмотрены в моей статье “Мифология и религия: эволюция представлений о мироздании и человеке”, 2013 г.), начиная с античности и завершая поздним Возрождением (включая труды Николая Коперника, Тихо Браге и Иоганна Кеплера). За пределами моего рассмотрения намеренно остались жизнь и творчество нескольких великих ученых, оказавших громадное влияние на преодоление величайшего, геоцентрического, антропоцентрического заблуждения человечества, среди которых первым по времени стоит Джордано Бруно.

Этому мыслителю посвящены тысячи различных сочинений, заметок и речей (поисковый сервер  Google на запрос “Джордано Бруно” выдает около 400 тыс. ссылок), но многие из них, если не большинство, носят явно тенденциозный, заказной, клерикальный характер. Они рассматривают Бруно исключительно как еретика и врага церкви, отказывая ему в праве быть глубоким, самобытным ученым, философом, оказавшим большое влияние не только на ход развития мировой научной, философской мысли, но и на формирование новых,  важнейших общечеловеческих ценностей – свободы мысли и свободы слова. Тех ценностей, которые в угоду физическому и духовному порабощению человека, в угоду тирании и религии тысячелетиями подвергались уничтожению, но без которых невозможно дальнейшее прогрессивное развитие человечества. Когда в 1889 г., через 289 лет после сожжения Бруно на костре инквизиции, ему был воздвигнут на месте казни в Риме памятник, со стороны сторонников папства и защитников религии последовал ряд протестов. В частности, на собрании протестующих кельнских католиков 7 июля 1889 г. некий профессор-теолог Шредер так охарактеризовал Бруно [1]: “Он выступил против самого бога, в фантастическом заблуждении он отрицал его промысел, его существование, в своих писаниях проповедуя грубейший пантеизм и проводя в своей жизни самый плоский материализм [здесь оратор оказался, за исключением “фантастического заблуждения”, прав: пантеизм, совмещенный с материализмом Бруно, был единственно доступной для ученого, жившего в средневековом религиозном обществе, формой скрытого отрицания существования бога и его влияния на судьбы мира – Г.А.Л.]. Тем самым он уничтожал единственную основу всякого нравственного и религиозного, всякого церковного и государственного, порядка. Его тезисы стремились ниспровергнуть не только алтари, но и троны, он был, таким образом, явным врагом человеческого общества, ибо, где нет бога, там нет истинной свободы, нет порядка, где нет порядка, там раскрыты двери и ворота радикальнейшему социализму [на самом деле все обстоит как раз наоборот: где в сознании человека правит бог, там нет свободы, там  царит мрак, невежество и страх, подавляющие выбор, творчество и личную ответственность человека за свои дела, слова и мысли; алтари и троны всегда были призваны затормозить развитие человеческого сознания и навечно законсервировать несправедливость и произвол, веками творившиеся жрецами и правителями в мире, насквозь пропитанном религиозным дурманом – Г.А.Л.]...Кем же был Джордано Бруно? Это был отпавший монах, расстрига-священник, безнравственный человек, мятежник против Христа и церкви, отрицатель бога, враг трона и алтаря, короче говоря, революционер в полнейшем смысле этого слова [с концовкой этой оценки можно согласиться: Бруно действительно был революционером, способствовавшем повороту человеческого сознания от невежества, предрассудков и религии к знанию, разуму и науке – Г.А.Л.]”.

Современные, поверхностно и фрагментарно мыслящие интернет-юзеры, не читавшие (и тем более не изучавшие) трудов Бруно, сочинений его предшественников и последователей, не намного дальше поповствующего профессора продвинулись в своих оценках личности философа: “...научные взгляды и открытия – их у него не было...далекий от науки...не ученый, а маг...следа в науке не оставил...вульгарно компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий...английский или французский шпион...основатель тайной оккультной секты “джорданистов”...церковь казнила своего слугу за отступничество от веры, но не за науку...”. Пусть эти домыслы останутся на совести их авторов.

               Мне, как ученому, необходимо было сформировать свое, личное и вместе с тем непредвзятое, объективное (насколько это возможно для аналитика с материалистическим и атеистическим мировоззрением) отношение к Бруно в контексте той эпохи, в которой он жил, и в контексте развития последующего мирового естествознания. С этой целью я досконально изучил ряд его основных работ, а также доступные документы, касающиеся жизни и смерти мыслителя. Хочу сразу отметить, что великого человека никогда не следует укорять за то, чего он не сумел сделать, за его ошибки (тем более, когда такие ошибки связаны с многовековой и подавляющей разум религиозностью всего человеческого сообщества), но следует уважать за то, что он сумел сделать, за то, какой новый путь он открыл для человеческой мысли. В сочинениях Бруно, впрочем, как и в трудах большинства философов, подвергавшихся тотальному давлению религиозного мира, есть много случайных, путанных, фантастических и ошибочных идей. Но среди богословской шелухи и пустословия ищущий и открытый ум обязательно найдет настоящие россыпи содержательных, ценных, подобных алмазам естественнонаучных идей, и их поиск среди отвалов пустой философской породы имеет смысл, несмотря на все затраты труда и времени современного исследователя. Итак, кто же он – Джордано Бруно, и что такого существенного он сделал для человеческого рода?

Подробнее ...

Уроки Шарли, или религиозные угрозы жизни, свободе и демократии. Прямые ответы на “неудобные” вопросы

Внимание!

Верующим читать не рекомендуется.

Автор не желает оскорбить их чувства, но подвергает религиозную идеологию, в том числе идеологию ислама, критике с позиций  разума и научного атеизма.

 1421258084 xw 1046717

 

Посвящаю памяти  десяти журналистов  французского сатирического еженедельника “Шарли Эбдо”

 -  жертв религиозного террора,

погибших под пулями исламских фанатиков в Париже в среду 7 января 2015 г       

 

Религия, подобно наркомании и алкоголизму, является видом добровольного сумасшествия и духовного рабства.

Переход от одного вероисповедания к другому не устраняет безумия  и зависимости, а лишь изменяет их форму.

Освобождение начинается с духовного  признания факта небытия бога и природного происхождения человека, что неопровержимо установлено современной наукой.

Древняя, примитивная иложная  идея существования бога и творения им человека не может быть более фундаментом общечеловеческих ценностей. 

Духовные и материальные ценности создаются людьми не во имя и не во славу мифического божества, не по его воле, а ради всех людей, по их воле, по их труду, ради счастья и жизни человечества как природного вида “Человек Разумный”.

              

-  Краткая справка, или предыстория Шарли

- Трагедия Шарли: события, факты и общественный резонанс

- Анализ событий: оценки и мнения

- Чувства верующих и чувства безбожников: право на существование и противостояние

- Есть ли граница у свободы?

- Коран как источник идеологии ненависти и насилия?

- Ислам сегодня: ненависть и насилие в действии

- Расколотая цивилизация: что делать?

Краткая справка, или предыстория Шарли

            Шарли”, илиШарли Эбдо”(фр. “Charlie Hebdo”- “Еженедельник Шарли”) - парижский сатирический еженедельник, выходящий во Франции по средам тиражом 60-70 тыс.экз. при стоимости номера в 2 евро. Публикует карикатуры (от ит. caricatura  перегружать; намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное, обычно графическое, изображение личности или события), шаржи (от фр. charge преувеличивать; шуточная или сатирическая манера изображения кого-либо или чего-либо с подчеркнуто преувеличенным изображением характерных черт объекта), репортажи, дискуссии и анекдоты, направленные против конформизма (от лат. conformis - подобный, сходный) - приспособленчества, пассивного, некритического принятия людьми существующего порядка вещей (в частности, злоупотреблений и коррупции властей), господствующих мнений, авторитетов и людских заблуждений, включая религиозные предрассудки, догмы и обряды. Шарли занимает во Французской республике ярко выраженную светскую, антирелигиозную и антиклерикальную (от гр. аnti против + лат. clericalis церковный; клерикализм использует религию и церковь для агрессивного воздействия на все сферы  жизни общества и государства) позицию.

               Журнал высмеивает ведущих политиков страны, Европы и мира, включая президентов, религиозных экстремистов и фанатиков, церковных деятелей всех религий, святыни христианства и ислама, пророков этих религий (в том числе Христа и Мухаммеда), причем изображает их часто в грубом, неприличном, непристойном виде, подобно похабным (с изображением фаллоса или вульвы) подростковым рисункам, имеющимся в общественных туалетах всех стран мира. Заметим, что первобытная тяга к преувеличенному изображению внешних детородных органов мужчины и женщины, как великой природной силы человека, присущая всем древним народам, переходит в человеческом роду, вопреки запретам, из поколения в поколение без всякой учебы, и ее, похоже, ничем нельзя остановить (разве только кастрацией людей и прекращением самой жизни). Рисовальщики-сатирики Шарли всегда были убеждены, что юмор, смех и насмешка являются грозными разоблачителями человеческого невежества, тупости, ослиности и самым эффективным, быстрым способом донесения идеи от человека к человеку. Они полагали, что им повезло жить в одной из самых свободных стран мира (к своей свободе Франция пришла через века суровой истории, насыщенной кровью, насилием, революциями, угнетением своего и чужих народов), и в своей деятельности рассчитывали на гарантированные законом права граждан, включая право на жизнь, свободу мысли, слова, мнений, печати.

               Духовной предтечей журнала “Шарли Эбдо” стал основанный в 1960 г. и выпускавшийся до 1970 г. ежемесячный журнал “Харакири”, закрытый правительством после грубой шутки в адрес покойного генерала и президента страны Шарля де Голля (1890-1970, президент в 1959-1969 гг.). С 1970 г. журнал вышел в новой редакции и с нынешним названием, но скандалы продолжали периодически сопровождать его деятельность. 1марта 2006 года журнал опубликовал Манифест двенадцати” против нового тоталитаризма - исламизма, какновой мировой угрозы для демократии после фашизма, нацизма и сталинизма (ниже показа полная адекватность такого заявления, хотя, в общем-то, любая государственная титульная религия, включая иудаизм и христианство, является по своей сути тоталитарной, т.е. не терпит инакомыслия, свободы мысли и, тем более, свободы слова и мнений; исламизм лишь отличается своей агрессивностью, жестокостью и античеловечностью). В этом же году журнал переопубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда из датских журналов, а в сентябре 2012 г. дал свой острый отклик на американский любительский антиисламский фильм “Невинность мусульман”, что вызвало в обоих случаях очередные нападки на журнал со стороны мусульман.

                К последующим событиям немаловажное отношение имеют две исторические особенности Франции как государства. Во-первых, она, будучи в прошлом оплотом католичества в Европе (сегодня 75% верующих страны являются католиками, а остальные 25% - протестантами и мусульманами), прошла через кровь и ужасы ближневосточных крестовых походов 11-13 вв., французских (католики против гугенотов) 1562-1598 гг. и европейских (коалиция католических государств против протестантских государств) 1618-1648 религиозных войн, через многовековые судилища средневековой инквизиции с бесчисленными казнями еретиков, ведьм и колдунов, и, вместе с тем, дала миру Великую французскую революцию 1789-1799 гг., Парижскую коммуну 1871 г. и Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утвердившую права человека на свободу личности, слова, совести, равенства перед законом и право на сопротивление угнетению. Коренные граждане Франции хорошо знают свою историю и ценят свои свободы, которые дались им и их предкам дорогой ценою. Они научились и умеют их защищать. Другие европейские страны, также как и Франция, прошли тернистый исторический путь, который привел их к пониманию ценностей  человеческой жизни, свободы и демократии.

               Во-вторых, национальный и религиозный состав 62-миллионного населения сегодняшней Франции включает около 13%, или 11 млн. мусульман (еще 10 лет назад их было в 2 раза меньше, а сегодня Франция занимает в Европе по количеству мусульман первое место, опережая 84-миллионную Германию с ее 4 млн. мусульман), которые являются выходцами из бывших африканских колоний Франции - Алжира, Французской Западной Африки (в нее входили Мавритания, Сенегал, Мали, Бенин, или Дагомея, Буркина-Фасо, или Верхняя Вольта, Кот Д’Ивуар, или Берег Слоновой Кости, Нигер и Нигерия), и Французской Экваториальной Африки (Центральноафриканская республика, Чад, Конго и Габон), получившие независимость к 1960 г. при де Голле. И хотя с момента обретения бывшими колониями собственной государственности прошло уже свыше полувека, мусульманские переселенцы помнят свое униженное прошлое, а, главное, недовольны своим настоящим положением в метрополии, несмотря на все те благоприятные условия (социальное жилье и пособия, возможность учиться и трудиться, правда, конкурируя в этом с коренными жителями республики), которые им предоставила новая родина. Возможно, миграционная политика республики оказалась недостаточно дальновидной и продуманной, что привело к появлению в некоторых французских городах, включая Париж (в частности, его 18 округ), своеобразных зон-гетто, населенных преимущественно мусульманскими мигрантами и в которых действуют не законы демократической страны, а средневековые законы шариата. Впрочем, аналогичное положение сложилось и в других крупных странах Европы, включая Германию и Великобританию (например, в Лондоне имеются похожие мусульманские гетто, населенные преимущественно эмигрантами из бывших азиатских английских колоний).

Подробнее ...

МИР КАК ИЕРАРХИЯ МГНОВЕНИЙ

My v z 2 4 sm

Здесь кратко представлен спектральный подход к научной картине мира как имеющей единый смысловой стержень многоразличной реальности. Понимание её как причины самой себя делает ненужным искать в природе внеприродные начала. Человек понимается как космическое существо, рождённое космосом по закону космоса. Духовная история человечества понимается как единый ветвящийся противоречивый процесс. Философская позиция автора – протомонизм как своего рода «корень из монизма», но не удвоение начал в духе дуализма. На примере физики вакуума и частиц показан предел применимости понятий пространства и времени. Соединение модусов времени и пространства нашего мира позволяет представить его себе не только как иерархию пространственных структур, но и как иерархию мгновений, смысл которых - в их смысловой неделимости.    

            Ключевые слова: космос, световые образы, протомонизм, теория струн, теория Эйнштейна-Картана, теория особенностей, модусы времени и пространства, спектральный подход к миру, синергетика, бесконечность, инварианты истории, жизнь.  

            Древнеиндийские мифы говорят о космических ритмах. Мистическое учение суфизма в исламе говорит о ежемгновенном пересоздании мира Аллахом. Мутазилиты как сторонники рационального подхода в исламе взяли у греков идею атомов как элементов мира, но, в отличие от Демокрита,  считали атомы непротяжёнными частицами, движением которых ежемгновенно управляет сотворивший их Аллах.

             Материалист Демокрит ещё до исламской теологии (калама) привёл в систему чувственное (тёмное) и рациональное (истинное) познание, дающее картину мира в виде  совокупности атомов как единственных и истинных вечных и неизменных элементов мира и пустоты как предпосылки пластики мира, движения атомов. Буддизм элементами мира считает дхармы,  размывая границы духовного и телесного начал, улавливаемые синергетикой с её иерархией сложности, различающей, например, живое и неживое.   

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top