Продвижение идей секуляризма в России

Избранные работы по философии науки, атеизма и религии

gurt60

Полностью книга доступна по ссылке

Аннотация

Гуртовцев Аркадий Лазаревич. Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)/ Авторизованный сборник опубликованных статей. - Минск, Интернет- издание [Электронныйресурс], 2019. - 474 стр. А4 (1,7млн зн.), 20 илл.

Данная монография, оформленная в виде авторизованного сборника ранее уже опубликованных автором в печати или в электронных библиотеках интернета отдельных статей (треть из них опубликована в книге автора “Думать или верить? Ода человеческой ослиности/Философия реального мира, или новые философские очерки о многовековых общечеловеческих заблуждениях, глупостях и преступлениях против разума и жизни” - Минск, УП “Энциклопедикс”, 2015. - 420 с., ISBN 978-985-7090-64-8), посвящена анализу сути науки, атеизма и религии и их взаимоотношениям как мировоззренческих систем в сознании индивидуумов и человечества в целом на протяжении всей его истории.

Представленные работы автора, как профессионального ученого, обобщают его свободный, независимый, исследовательский, сугубо личный (без соавторов, консультантов, руководителей, рецензентов и цензоров), 10-летний ежедневный труд по осмыслению эволюции человеческого сознания и мышления, начиная с его первых, древних, примитивных представлений о себе и мире и завершая современным научным мышлением и развитой системой научных знаний, позволяющих человеческому сообществу преобразовывать и дополнять реальный мир в собственных интересах. Источником для рассуждений и философских обобщений автора стали как проведенный им тщательный критический анализ трудов многочисленных мыслителей и философов прошлого (там, где это необходимо, даны соответствующие библиографические ссылки), так и личный опыт, накопленный автором в процессе почти полувековой плодотворной научно-технической, теоретической и практической деятельности (этот опыт отражен, в частности, в монографии автора “Избранныеработы поАСКУЭ (1981-2009)”, 2018).

Настоящий труд существенно отличается от многих традиционных в прошлом работ по философии науки, атеизма или религии, которые чаще всего ориентировались (в силу различных личных зависимостей их авторов) на поддержку господствующей в обществе идеологии, будь это социалистическая, коммунистическая, капиталистическая, феодальная, имперская, фашистская, теократическая или иная их форма. Автор преодолел личные страхи и идеологические зависимости, что позволило ему стать свободным, независимым, объективным и ответственным в своих далеко идущих оценках и выводах. Их основой стал научный метод познания и система научных знаний, которые, вопреки известному в прошлом одиозному “принципу партийности”, находятся вне любых идеологий, партий и классов (настоящая наука едина - нет “буржуазной” или “социалистической” науки, ибо общественные формации и идеологии меняются, а истинная наука остается). Вместе с тем, плоды науки, как и любые другие материальные и духовные ресурсы и ценности, являются в человеческом обществе предметом ожесточенной борьбы за их присвоение, использование и целевую интепретацию в сугубо частных, корыстных или властных, в том числе и идеологических интересах.

При написании данных работ автор пытался сделать их максимально компактными по объему, емкими и точными по содержанию, достоверными по фактам и цифрам, доходчивыми по словам и смыслу. Главные принципы, которые он стремился реализовать в процессе своего исследования, - это системность, логичность, историчность, разносторонность, глубина и максимальная объективность. Читателям судить о том, достигнуты ли эти цели. Книга предназначена для руководителей учреждений культуры, образования и науки различных уровней, профессиональных философов и богословов, студентов колледжей и вузов соответствующей направленности, а также для всех критически мыслящих людей, стремящихся самостоятельно разобраться в том сложном мире, который им удалось посетить в краткий миг своего бытия.

Ключевые слова: материя, вещество, поле, движение, пространство, время, материальный мир, действительность, реальность, бытие, сознание, мышление, отражение, воображение, фантазия, геоцентризм, антропоцентризм, гелиоцентризм, полицентризм, материализм, диалектика, реализм, наука, атеизм, идеализм, догматизм, дух, мистика, мифология, религия, бог, священное писание, христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм, зороастризм, философские категории, объем и содержание понятий, философия реального мира, философия науки, философия атеизма, философия религии.

Подробнее ...

Весенний Бал

50 1 1994

Дверь в "нехорошую квартиру" на Садовой.

С точки зрения Воланда, и автора романа о его пришествии в Москву, Берлиоз, к моменту разговора с поэтом Бездомным на Патриарших, был уже мёртв. Нет, телом то он был жив ещё, но фактически отсутствовал. И дело не в вере, и не в Христе, или душе, нет. Это все элементы шоу, театра, представления, необходимого для совершения весеннего бала. Берлиоз был мёртв, как мертвы вампиры, пытающиеся затащить в постель молодое существо и напиться его крови. Свою образованность и ум Берлиоз отдал пропаганде, его объяснения Ивану были фактически правильными, но за правильной оберткой скрывалась та ложь во спасение себя, совершенно недопустимая по отношению к тому, кого Мастер назвал невежественным. Берлиоз пытался использовать поэта, его тщеславие и интеллектуальную нетронутость, как инструмент.

Да, вы можете иметь свое мнение и свои убеждения, но их нельзя навязывать необразованным, непонимающим людям. Попытка переложить ответственность за свои идеи и действия на других разрывает логику воспроизводства реальности и в этот разрыв входит Воланд, как вестник конца. Он ещё задаёт вопросы, прикидывается чернокнижником и магом, даёт возможность вернуть время вспять, но. Аннушка уже пролила масло, комсомолка отважно управляет трамваем, и заседание не состоится. 

Подробнее ...

Является ли теология наукой?

Young

Является ли теология наукой?

Поставленный вопрос может показаться читателю наивным и бессмысленным, ибо религия и наука всегда объясняли мир с противоположных позиций и боролись между собой за право господства в общественном и индивидуальном сознании.

Однако в условиях толерантности богословы всех конфессий пытаются отождествлять не только религию с наукой, но и веру со знанием. Авторитет науки сегодня настолько высок, ее ценности настолько глубоко укоренились в сознании всех слоев общества, верующих в бога и неверующих в него, образованных и необразованных, что духовенству и церкви ничего не остается, как всячески попытаться доказать научность теологии, религиозного учения. Особое усердие в этом направлении в последние годы проявляет РПЦ, о чем свидетельствует «Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину», подписанное десятью академиками РАН и опубликованное в СМИ в июле 2007 г.

В письме выражается беспокойство ведущих ученых РАН по поводу «все возрастающей клерикализации российского общества, активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни».

Письмо академиков было вызвано постановкой РПЦ вопроса «о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии и о сохранении теологии как самостоятельного научного направления». В своем письме академики выражали протест против просьбы РПЦ «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта».

«Верить или не верить в Бога, - заявляют в конце письма академики, - дело совести и убеждений конкретного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить верой знания, накопленные наукой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».

После публикации письма 10 академиков (Б. Александров, Ж.Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, Л. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э.Кругляков, М.Садовский, А.Чёрепащук) в СМИ развернулась острая полемика между сторонниками и противниками религии и церкви. Несмотря на тоталитарную религиозную пропаганду, большинство участников полемики осуждает попытки церкви превратить светское общество в религиозное. В защиту письма 10 академиков выступила большая группа российских общественных деятелей и правозащитников, в числе которых академик РАН Юрий Рыжов, правозащитники Сергей Ковалев, Лев Пономарев и другие. В их заявлении говорится: «Под видом религиозного возрождения в нашей стране, по сути, формируется новая национально-религиозная идеология, пронизанная отрицанием демократии, ксенофобией и культом власти. Сегодня Россию пытаются превратить в плацдарм для атаки на ценности просвещения и гуманизма, которые развиваются уже четверть тысячелетия. Речь не идет о противостоянии религии и атеизма, речь идет о защите конституционных прав и свобод - и для верующих, и для неверующих».

Подробнее ...

Дискуссии ученых верующих и неверующих

diss

книга доступна здесь

Эта небольшая книга адресуется одновременно атеистам и верующим, причем, как ученым, так и не ученым. Первым она даст дополнительные аргументы в споре со вторыми о “божественных понятиях” и укрепит их веру в правильности, истинности, научности атеистического мировоззрения. Вторым же, верующим, не утратившим еще в своей душе здравомыслящие ростки сомнений в том, а действительно ли существует “высшие силы” (Дух, Бог, Мировой Разум и т.п.) и надо ли в них верить, позволит развить свои сомнения в представления, более адекватные реальности и, возможно, прийти со временем, если не к научному, то к преднаучному состоянию своего сознания и мышления.  

Зачем это надо? Когда человек пытается выстраивать свою жизнь по иллюзиям и представлениям, не соответствующим реальному миру, он легко становится игрушкой слепых сил природы (но действующих по скрытым естественным законам, которые призвана открыть и объяснить наука) и предметом своекорыстных манипуляций со стороны других людей или общественных структур (властных, религиозных, политических, экономических, идеологических и т.п.). При этом не сам человек определяет свою жизнь и судьбу, а внешние по отношению к нему безразличные или преследующие собственные цели силы. Известный философ эпохи Возрождения замечательно сказал: “Человек – кузнец своего счастья”. Но, чтобы самому “ковать” свою судьбу, человек должен иметь независимое, открытое, свободное и критическое мышление, опирающееся в своих выводах и заключениях не на архаичные мифологические или религиозные догмы, а на научные знания, позволяющие в своей перспективе раскрыть как все движущие причины мира, так и тайны самого человеческого сознания, правильно или ошибочно отражающего этот мир.  

Конечно, каждый волен сам определять, как и во что ему верить. Насилие в любой форме, имеющее глубокие исторические корни, здесь недопустимо. Но разумный человек должен четко понимать, что от его веры или его знаний зависит тот путь, на который он вступает в своей скоротечной земной жизни (другой жизни у него никогда не будет!). И, если в результате человек получает не то, что он хотел иметь, то это исключительно есть следствие его личного выбора, собственных ошибок и заблуждений, а не неких посторонних и злонамеренных “высших сил” (говоря попросту,пеняй на себя, если свалял дурака”). Дружить ли человеку с этими мифическими “силами” или с реальными законами эволюции природы и общества (а эти законы надо открыть, изучить, понять и принять, что требует от человека, в отличие от восприятия им детских сказок, напряженного умственного труда), приходится решать каждому самостоятельно. Дорогу осилит идущий…

Автор доступен для диалога с читателями по E-mailgal_minsk@rambler. ru.

       Минск, 17 июля 2018 г.

книга доступна здесь

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Движение Брайтс