Продвижение идей секуляризма в России

Гимн замедленного действия (Б. Кашин )

ГИМН ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Борис Кашин, депутат Государственной Думы

 

Символ - …сущность в немногих словах или знаках.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

В этой статье речь пойдет об одном из государственных символов нашей страны - Государственном гимне Российской Федерации, новый текст которого был принят в конце 2000 года. Как нередко бывает, появление нового текста было связано со стремлением пришедших к власти политических сил законодательно закрепить нужный им взгляд на государство и общество. В Государственной Думе рассматривается сейчас внесенный мною более года назад законопроект об изменениях в тексте гимна. Предлагается в двенадцатой строке заменить одно слово с тем, чтобы последнее предложение второго куплета звучало так:

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая нами родная земля!

Напомню, что сейчас двенадцатая строка гимна такова:

Хранимая Богом родная земля!

Не удивительно, что законопроект вызвал много откликов и острые споры. Он прямо затрагивает вопросы, интересующие значительную часть граждан: на каких позициях возможна консолидация нашего общества, и каково место религии в современной России? Эти вопросы рассматриваются ниже.

Правовые основания для внесения поправок в текст гимна России очевидны. Напомню, что часть 1 статьи 14 (относящейся к основам конституционного строя) Конституции Российской Федерации гласит: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации защищает свободу совести. В соответствии со ст. 28 Конституции, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Эти положения соответствуют историческому выбору, сделанному нашим народом в 1917 году. Сходные формулировки существуют сейчас в законодательстве подавляющего большинства демократических государств. Государственный Гимн Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, является официальным государственным символом Российской Федерации. Следовательно, текст Государственного гимна должен соответствовать положениям Основного Закона страны и способствовать консолидации общества на основе понятных и принятых гражданами идей и принципов.

Предложение, сформулированное в законопроекте, не ново. Еще в 2000 году при рассмотрении Государственной Думой действующей сегодня редакции гимна, идентичные поправки вносили депутаты Государственной Думы от Республики Башкортостан Гимаев и Барлыбаев и депутаты от Республики Татарстан Сафиуллин и Зиятдинова. Уже тогда фракция КПРФ обратила внимание на то, что это предложение заслуживает самого серьезного рассмотрения. Член фракции КПРФ депутат В. Романов, выступая в 2000 году, предлагал (цитирую) "пристально подумать" над указанной поправкой. Однако серьезного обсуждения законопроекта не получилось, и под давлением исполнительной власти он был принят сразу в трех чтениях. Позднее граждане и общественные организации неоднократно обращались в Конституционный Суд РФ по вопросу о соответствии текста гимна Конституции РФ. В рассмотрении вопроса по существу им было отказано по формальным причинам.

Но проблема осталась.

Значительная часть граждан Российской Федерации не исповедует никакой религии. Слова действующей редакции Государственного гимна "хранимая Богом родная земля" не соответствуют основам их мировоззрения, так же как и взглядам буддистов и последователей некоторых других религий. Не соответствуют эти слова и убеждениям людей с активной жизненной позицией, которые считают, что в решении проблем общества и личности надо рассчитывать прежде всего на собственные силы. К указанной категории относятся многие люди левых, коммунистических взглядов,  которым близки строки Интернационала, написанные коммунаром Эженом Потье еще в 1871 году после жестокого подавления Парижской коммуны:

Никто не даст нам избавленья:

Ни бог, ни царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Очевидно, что текст гимна идет вразрез с приведенными словами и убеждениями миллионов российских граждан. Конечно, многие имеют другие убеждения. Речь сейчас идет только о том, что государственный символ - гимн Российской Федерации - должен быть принят всеми и способствовать объединению общества.

Почти полтора века назад классик русской литературы Николай Семенович Лесков, характеризуя современную ему Россию, отмечал традицию обратить в шутовство обсуждение принципиальных вопросов, стоящих перед обществом. Эта традиция жива и сегодня, чему подтверждением служит стенограмма обсуждения законопроекта в профильном думском Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству. Напрасно представитель фракции КПРФ депутат Илюхин, поддерживая законопроект,  призывал к серьезному рассмотрению вопроса. Депутат Москалец заявил, что "Атеисты – это неграмотные люди…", а кто-то добавил: "Их меньшинство. Они должны быть солидарны". Ну, что тут скажешь? Разве что напомнить данные периодически проводимых опросов членов Национальной академии наук США, которые показывают, что число верующих среди них постоянно уменьшается и составляет сейчас около 7 процентов. И это в весьма религиозной стране – США. Так что даже если очередной прожект нашей власти по завозу в Россию иностранных ученых будет реализован, то модернизацию придется проводить с атеистами.

Показательно и высказывание Председателя Комитета депутата Плигина (цитирую): "А в иудаизме Бог тоже обозначается словом "бог". В исламе Аллах в переводе может быть "Бог", да. То есть поэтому Бог - очень нейтральный термин в данной ситуации….Он не привязан ни к какой, ни к какой религии". В реальности все далеко не так просто. Не просто, к примеру, отыскать исповедующего иудаизм, поющего о России: "одна ты на свете…хранимая Богом", - земля обетованная для него гораздо южнее. И, главное, мягко говоря, упрощенная трактовка Плигиным божественной идеи не находит поддержки, прежде всего, у религиозных деятелей. В статье "Не все пути ведут к Богу" видный представитель РПЦ, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, прямо пишет, что "учение о том, что все религии ведут к одному Богу, а перегородки между ними не доходят до неба, для большинства верующих не является нейтральным", "…все прекрасно знают, что Православие и ислам - две распространенные в России религии - не считают, что к Богу ведут все пути. Один ведет, а остальные уводят". Но тогда встает вопрос, зачем РПЦ и исламскому духовенству отстаивать  нынешний текст гимна, если совместное исполнение гимна людьми разных верований никак не будет способствовать их сближению, если часть верующих будет при этом вспоминать пословицу: "Чужой бог хуже своего лешего". Не лучше ли вынести вызывающие разногласия вопросы о вере и Боге за рамки официальной государственной жизни, отнеся это к жизни частной? Тем более, что (снова цитирую В.Чаплина) "для верующего человека главное не "идентичность", не поиск врагов, и даже не бесконфликтное бытоустройство, а достижение вечной жизни, которую он связывает именно с единственной, истинной для него верой".

Заслуживающих рассмотрения здесь возражений правового характера к законопроекту не было. Отрицательные заключения Правительства и профильного Комитета Госдумы серьезных аргументов не содержат. Ссылки в них на авторство Сергея Михалкова, переработавшего написанный им же во время Великой Отечественной войны текст советского гимна под нужды новой власти, как помеху к принятию законопроекта, необоснованны. Гражданский кодекс РФ однозначно указывает, что государственные символы, в том числе Государственный Гимн, не являются объектами авторских прав.

Предложенная поправка к тексту гимна  лежит в русле общемировой тенденции: во всех развитых странах идет процесс секуляризации общественной жизни. Принимаются решения, прерывающие вековые традиции. Один из многих примеров - запрет на размещение распятий в итальянских школах. А в России запущен обратный процесс, и, как показало обсуждение  законопроекта, это беспокоит российское общество.

Более сотни публикаций было посвящено моей инициативе. Центральное телевидение воспроизвело негативную оценку законопроекта патриархом Кириллом. Вместе с тем, некоторые священнослужители и ученые-религиоведы высказались в мою поддержку. По мнению протоиерея Александра Борисова, настоятеля московского храма святых Косьмы и Дамиана, нет ничего страшного в содержании законопроекта, он  оправдан  с религиозной точки зрения и вполне соответствует заповеди не упоминать имя божье всуе. При этом протоиерей А. Борисов говорит о том, что словосочетание "хранимая нами" звучит слишком самоуверенно, и лучше было бы "любимая нами родная земля". Я готов с этим согласиться и думаю, что такой текст поддержали бы все граждане России.

Некоторые представители «Единой России» пытались превратить обсуждение законопроекта в очередную антикоммунистическую кампанию и обвинение меня в неуважении к верующим. Особенно отличился  один из их лидеров А.Исаев, который в традициях политической шпаны стал грозить ликвидацией Мавзолея В.И. Ленина. Его не остановило, что Мавзолей – памятник истории и архитектуры мирового значения, к которому с благоговением подходили десятки миллионов наших соотечественников и гостей со всех концов Земли. Эта позорная кампания не получила поддержки в обществе и была свернута.

Во многих  откликах на законопроект отмечалась полная рассогласованность слов гимна о том, что Бог хранит Россию, с реальностью - деградацией страны и вымиранием народа. Подчеркивалось, что выход из кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, невозможен, если игнорируются позиции и интересы  значимых социальных групп.

Дискуссия по рассматриваемому законопроекту, естественно, вышла на принципиальные  вопросы: на каких основах возможна консолидация нашего общества, и каково место религии в современном обществе. Понятно, что достичь единства в обществе, разделенном острейшими противоречиями, не удастся. О какой консолидации может идти речь в стране, где до неслыханных размеров вырос разрыв в доходах между бедными и богатыми, а власть и СМИ монополизированы несколькими кланами.  И все-таки в чем-то придти к согласию, видимо, возможно и крайне желательно. Считаю, что общественное согласие достижимо в отношении принципов:

1)                           безусловного уважения к чувствам верующих и памятникам нашей истории и культуры;

2)                           строгого следования конституционному положению об отделении религиозных объединений от государства;

3)                           признания необходимости развития научного мировоззрения и научного подхода к выборам путей развития страны.

К сожалению, власть и церковь не реализуют возможности по достижению согласия в обществе и предлагают нам «объединяющие» идеи, которые только обостряют противоречия. Преследуя сиюминутные цели по максимуму «тянут одеяло на себя». Но невозможно добиться народного единства искусственным введением сверху соответствующего праздника. Простой заменой в праздничном календаре годовщины ключевого события прошлого века - Великой Октябрьской социалистической революции - мертворожденным Днем народного единства.

Борьба с советскими праздниками, памятниками советской эпохи – только одно из многих направлений скоординированных действий государственных чиновников высокого ранга и церковных иерархов по идеологическому обслуживанию нынешней кланово-олигархической властной конструкции. Показательна в этой связи беседа посла США в России Д. Байерли с председателем Отдела Внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом, информация о которой стала доступной благодаря утечке секретных данных через интернет-сайт "Wikileaks". Иларион (тот самый, что в одном из  интервью уравнял Сталина и Гитлера) сообщает послу, что главной задачей РПЦ он видит пропаганду официальной политики Правительства. С этим же согласуются и данные открытых источников. 1 июня 2010 года было опубликовано информационное сообщение о встрече представителей РПЦ и фракции "Единая Россия" в ГД, в ходе которой у церкви была запрошена поддержка в связи с принятием голосами "Единой России" весьма непопулярного и опасного законопроекта "О бюджетных организациях". В качестве одного из первоочередных совместных действий было решено провести совместное совещание по этому закону. Одновременно, участники встречи договорились совместно готовиться к юбилею 400-летия со дня восшествия на российский престол династии Михаила Романова. Стоит ли удивляться, что в СМИ, и в первую очередь на государственных телеканалах, не отличающихся тягой к духовности и морали, представителям духовенства дана "зеленая улица". Церковь активно вторгается в светскую жизнь общества и политику, а власть видит в церкви эффективный инструмент усмирения недовольства народа. Нормы Конституции уже мешают сложившемуся союзу. Характерный пример: общественная организация "Фонд здравомыслия", ставящая своей целью защиту светских принципов российского государства, встретилась с ожесточенным сопротивлением чиновников в попытках разместить на коммерческих условиях в Москве билборд с текстом 14 статьи Конституции. Хотя аналогичная кампания без проблем проводится атеистами в гораздо более религиозных странах Европы и Северной Америки.

В прямой связи с новыми отношениями государства и церкви в стране обострились две серьезнейшие проблемы: религиозный экстремизм и мракобесие.

Для мусульманских территорий России религиозный экстремизм превратился в проблему номер один. Об этом прямо говорят федеральному центру руководители субъектов федерации. Мы наблюдаем в некоторых регионах агрессивное навязывание норм шариата, что ведет к нарушению конституционных прав граждан. Экстремисты активизировались и среди представителей других религий. Вандалов, взрывающих памятники, приветствует и благословляет бесноватый протоиерей Дмитрий Смирнов, которому многочисленные экстремистские высказывания не мешают  занимать одну из ключевых должностей в РПЦ - председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Силовые министры, сидя рядом с этим деятелем, словно забывают собственные заявления о готовности к борьбе со всеми формами экстремизма.

Замена объективного анализа исторических событий ссылками на волю божью, граничащая с мракобесием, - одна из примет нашего времени. Тем более опасная, что сочетается с повсеместным падением уровня образования. Справедливости ради, надо отметить, что в обществе расширяется протест против внедрения "потусторонних" аргументов при объяснении явлений природы и общественной жизни. Резкое отторжение людей самых разных политических воззрений вызвало  известное высказывание патриарха Кирилла, который нашествие фашистов на Советский Союз объяснил божьим наказанием "за страшный грех - богоотступничество народа". Считаю, что действующая редакция российского гимна в определенном смысле придает официальный статус подобным дремучим трактовкам нашей истории.

Попытки играть роль "идеологического отдела" при кремлевской власти могут сослужить дурную службу РПЦ. Заявляя, что ею сделаны выводы из революционного периода российской истории, когда религия была отвергнута народом, на практике РПЦ повторяет ошибки далекого прошлого. В конце 70-х годов XIX века Н.С. Лесков надеялся, что "представительство церкви, по-видимому, как будто начало сознавать необходимость не раздражать более против себя русское общество, и без того раздраженное до весьма изрядной неприязни к духовенству". Эти надежды не оправдались, и в 1918 году Александр Блок в статье "Интеллигенция и революция" написал: "почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой". И сегодня, добиваясь все новых льгот, расширяя свое влияние на принятие политических решений,  закрепляя свою роль в государстве, в том числе и через государственные символы, церкви следует иметь в виду возможные последствия в случае (с моей точки зрения, неизбежного) банкротства нынешней власти.

Октябрьская революция 1917 года выдвинула Россию в число передовых  стран. Светское государство – одно из завоеваний революции. Потерять это завоевание – значит вернуться в XIX век, перечеркнуть возможность России войти в число мировых лидеров, поставить под угрозу единство страны при обострении межрелигиозных противоречий. И гимн нашего государства должен быть созвучен выбору наших дедов и прадедов – выбору поколения победителей.

Опубликовано в "Экономической и философской газете" №2 от 21 января 2011 г.

Подробнее ...

Чем угрожает обществу клерикализация?

Чем угрожает обществу клерикализация?

«Российская Федерация — светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.» Так написано в нашей Конституции. Но на практике принцип отделения церкви от государства не выполняется, растет влияние религиозных групп на различные сферы общественной и политической жизни. Этот процесс называется клерикализацией.[1] Все знают, что в России «некоторые религии равнее других». В первую очередь, конечно, речь идет о православии (и о Русской православной церкви Московского патриархата), хотя в некоторых регионах господствует ислам. Согласно закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» представители власти не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии — но в том же законе говорится об «особой роли православия».[2] Первые лица государства не устают напоминать об этой «особой роли».[3] Ради патриарха перекрывают движение,[4] его охраняет ФСО.[5] Чиновники демонстративно участвуют в богослужениях — особенно запомнился пасхальный крестный ход 2007-го года, который возглавлял мэр Лужков — бок о бок с патриархом.[6]

Пожалуй, самое известное проявление клерикализации — это уроки ОПК. Патриарх потребовал преподавать православие в общеобразовательных школах — и власть подчинилась. Вместо того, чтобы противостоять антиконституционным требованиям, чиновники только попытались придать затее законный вид. Многочисленные протесты, в том числе — «Письмо десяти академиков» и «Письмо 1700 ученых», не принесли результатов. Священник написал учебник, и по нему учат детей 10-11 лет, у которых еще не сформировалось критическое мышление. Учат зачастую такие же священники в рясах.[7] Всё было сделано в спешке, халтурно. А в результате получаем деление детей по конфессиональным углам, разжигание религиозной вражды.[8] По мнению специалистов, эксперимент с преподаванием ОПК оказался неудачным — но его все равно будут расширять. Как решил патриарх, так и будет — и даже мнение министра образования ничего не значит.[9]

Православие всё глубже проникает в систему светского образования. Во многих школах главные действующие лица в День знаний и на выпускном — всё те же священники. Верх абсурда — государственные православные пионерлагеря, в которых новоприбывших первым делом крестят.[10] В Академии ракетных войск стратегического назначения открыт факультет православной культуры. Декан факультета — священник, прославился призывами громить секс-шопы и конкурирующие церкви.[11]

«Ракета со спутниками ГЛОНАСС упала? Так в школах отменили астрономию и ввели православие. Чего ж после этого вы хотели: ракета ударилась о небесную твердь...»

Неизвестный шутник

Московский патриархат косо смотрит на изучение теории эволюции, которая «входит в противоречие с христианским мировоззрением».[12] Патриарх сказал так: «если кто хочет считать, что он произошёл от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим». По указу патриарха создан «Миссионерско-Просветительский Центр Шестодневъ», задача которого — подорвать доверие к научному сообществу и доказать, что Вселенная, Земля и все биологические виды были созданы лично Богом за шесть дней. Типография Троице-Сергиевой лавры печатает «учебник биологии», в котором отстаивается истинность библейской версии, включая легенду о потопе. И вот автор «учебника» уже читает лекции в УрГУ — помогли «братья по разуму» с кафедры религиоведения.[13]

Очень символичная история произошла в МИФИ. Там перед визитом патриарха поспешно демонтировали символ университета, памятник «Дорогу осилит идущий», и поставили вместо него православный крест, известный как «Крест на российской науке».[14]

Многие помнят, как в 2008 году РПЦ выкидывала Российский государственный гуманитарный университет из корпусов на Никольской в Москве. Тогда вместе с судебными приставами в здание ворвались неизвестные в казачьей одежде и принялись выталкивать студентов из аудиторий.[15] В этой картине нет ничего необычного. За последние годы в пользу РПЦ МП было отобрано множество зданий и территорий. Кажется справедливым, что храмы возвращаются верующим. Сложнее понять наглый цинизм, с которым из храмов выгоняют музеи, спасшие эти здания от уничтожения. А что если речь идет о хрупких памятниках архитектуры? Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов («Единая Россия») считает, что треснувшую икону можно восстановить, если позволить верующим ее целовать («... более миллиона приложений было к этой иконе… Вот эта трещина срослась!».[16] Мы лишимся значительной части нашего культурного наследия, если за сохранностью реликвий будут следить такие вот «специалисты». А в случае с РГГУ речь идет вообще не о храме, а о здании Славяно-греко-латинской академии. Теперь в здании старейшего учебного заведения будет монастырь.[17] Это «восстановление исторической справедливости»?! Может быть, сначала вернем роду Толстых все их земли и имущество? А заодно — вернем Кремль роду Романовых.

30 ноября 2010 года был подписан закон «о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям», единственная цель которого — облегчить передачу государственной собственности РПЦ МП. В Калининградской области незадолго до принятия закона были переданы РПЦ многие объекты культурного наследия — кирхи, капеллы, средневековые замки. Все они, разумеется, не имеют никакого отношения к православию, но чиновники не могли допустить, чтобы католики с лютеранами получили недвижимость по закону, написанному специально под РПЦ. При этом и до принятия закона ситуация с передачей имущества РПЦ была мягко говоря странной. Напомним несколько случаев:

  • Значительная часть помещений поликлиники детской инфекционной больницы № 12 в Москве была передана РПЦ — только на том основании, что в одном из помещений раньше был домовой храм. В результате поликлиника лишилась рентгена, а отобранные помещения благополучно сдаются под офисы. «А мы за детей молиться будем», говорит настоятель свежеотобранного храма.[18]
  • Уникальный подмосковный реабилитационный центр «Детство» соседствует с женским монастырем. Центр уже лишился значительной части территории, но патриархия продолжает борьбу. Реконструкция медицинского корпуса заблокирована, предлог — «охранная зона». Монахини создают невыносимые условия для детей, собирают компромат на руководство центра. В патриархии заявляют о необходимости переезда медицинского учреждения.[19]
  • В Москве Сретенский монастырь выжил со своей территории школу № 1216. Школе пришлось переехать — всего-то на 4 километра от прежнего места.[20]
  • Помещение студенческого театра МГУ было передано РПЦ несмотря на то, что раньше здесь располагался театральный флигель усадьбы Пашковых. Здесь начинал актером Фонвизин. В театре МГУ начинали свой путь многие известные актеры. Ролан Быков умолял пощадить театр. Всё тщетно: помещение отобрали и устроили в нем храм, хотя всего в 100 метрах от него находится нарышкинская церковь.[21]

Казалось бы, самый верный способ навредить образованию, медицине и культуре — это отбирать у граждан школы, больницы, музеи и театры. Но есть и другие способы, не менее зловредные.

Выставку «Осторожно, религия!» разгромили через несколько дней после открытия. Шестеро прихожан РПЦ МП залили картины краской и исписали стены надписями «вы ненавидите православие, вы прокляты» и т. п.. Уголовное дело против погромщиков было закрыто, так как в их действиях не было обнаружено состава преступления. Зато организаторов выставки признали виновными в разжигании религиозной вражды и приговорили к штрафам. Аналогичный приговор был вынесен организаторам выставки «Запретное искусство — 2006», причем прокурор требовал приговорить их к трем годам колонии. Духовная цензура возвращается, чтобы привести культуру в соответствие со средневековыми канонами.

Не лучше дела обстоят в медицине. Например, Мосгордума приняла городской закон о профилактике ВИЧ, внесенный депутатом Людмилой Стебенковой — той самой, что несколько лет назад разукрасила столицу социальной, с позволения сказать, рекламой со слоганом «Безопасного секса не бывает!». Принято решение брать пример с программы abstinence-only («только воздержание»), которая с треском провалилась в США. Всё это делается в рамках «возвращения к православным ценностям».[22] Разумеется, на практике пропаганда воздержания не приводит к тому, что люди перестают заниматься сексом — а вероятность использования презерватива уменьшается.

У Московского патриархата есть монополия на навязывание религиозных норм в большинстве регионов России, но в Чечне такая монополия принадлежит мусульманам. Законы шариата становятся de facto обязательными для исполнения. Несколько лет назад Кадыров обязал всех женщин, работающих в госучреждениях Чечни, ходить только с покрытой головой. Так, одну из преподавательниц университета не пускали в здание на лекцию, пока муж не привез ей головной платок.[23][24] С большим пониманием президент республики относится к убийствам женщин по религиозным мотивам: «У нас в Чечне, если женщина гуляет, если мужчина с ней гуляет, то их обоих убивают. Спроси любого, даже самого маленького пацана, спроси его, что ты будешь делать, если твоя сестра загуляет? Любой тебе ответит: убью!»[25] Также Кадырову очень понравилась идея стрелять краской по женщинам с непокрытой головой. Такие стрелки завелись в Грозном, и власти их ищут — чтобы объявить благодарность.[26] Следующим шагом, видимо, будет обязательное женское обрезание — благо дагестанские газеты уже пишут, что «обрезание для женщин становится обязательным, когда они достигают совершеннолетия».[27]

Одна из главных причин нарастания клерикализации в России — полное попустительство со стороны граждан. Очень немногие осознают степень угрозы, нависшей над обществом. Уже сейчас партия власти норовит сделать православие частью государственной идеологии.[28] Лидеры молодежных про-кремлевских движений призывают к созданию «православной Хизбаллы» для упрощения навязывания обществу религии.[29] Но и без этого проникновение мощной религиозной организации во все сферы общественной жизни приносит огромный вред, ведет к деградации. Невозможно построить современное государство на идеологическом фундаменте, устаревшем на полторы тысячи лет. Зато можно построить средневековое государство с ядерным оружием.

Мы призываем всех здравомыслящих людей всерьез отнестись к угрозе клерикализации. Мы требуем от властей всех уровней соблюдения принципа светского государства, закрепленного в Конституции России.

 

Если вы хотите поддержать разделение государства и религии - ознакомтесь с нашей инструкцией-памяткой 

 

  1. Е.С. Элбакян Процессы клерикализации в современной России.
  2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  3. Владимир Путин: Православию принадлежит особая роль как в восстановлении нашей государственности, так и культуры, морали, духовности.
  4. Подборка случаев перекрытия проезда для удобства патриарха.
  5. Охрана Патриарха ФСО: подготовка к искам // фонд «Здравомыслие».
  6. Антипроповедь на ТВ // Независимая газета.
  7. Кое-что о сущности милосердия или урок «Основ православной культуры».
  8. Пастор учит Родину любить // Известия.
  9. Основы рекомендовано не расширять // Газета.ru.
  10. Воцерковление в «пионерском» лагере // РЕН.
  11. Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает в прямом эфире радио «Радонеж» на вопросы слушателей.
  12. Дарвинизм нельзя преподавать как единственную научную теорию, считают в Русской Православной Церкви // Православие.RU.
  13. Анти-Дарвин // УрГУ.
  14. Срочно привести в божеский вид // Новая газета.
  15. В бывших помещениях РГГУ открывается монастырь.
  16. Слушания в Государственной Думе законопроекта «О передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения...»: итог // Скепсис.
  17. РГГУ отводят под монастырь // Коммерсантъ.
  18. Московский Патриархат не боится «моли и ржи» // Скепсис.
  19. Дорога от храма // Российская газета.
  20. Духовник Путина отбирает у детей школу.
  21. Ирина Богушевская Свято место.
  22. Времена. Пороки и общество.
  23. В Чечне женщин с непокрытыми головами расстреливают из ружей для пейнтбола // Newsru.com.
  24. Мужской реванш // Новая газета.
  25. Чечня: где кончается Конституция и начинается шариат? // Би-би-си.
  26. Рамзан Кадыров угрожает «Мемориалу» // Кавказский узел.
  27. Ответы на вопросы по религии Ислам // АССАЛАМ.
  28. «Единая Россия» назвала православие нравственной основой модернизации // Lenta.ru.
  29. Надежда Орлова Толерантность в вопросах веры — путь к безверию.
Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top