Продвижение идей секуляризма в России

ЭССЕ

Конкурс, посвященный 14 статье Конституции Российской Федерации

 

Пожалуйста, голосуйте за матерал!  Выбирайте "звёздочки" в конце статьи ("Оцените материал")

Мысли о «Программе-200»

Всем известно, что согласно 14 статье конституции Российской федерации, Россия – светское государство, т.е. нет никакой государственной религии, и в то же время нет никакой обязательной идеологии.

Поэтому, если уж рассматривать конституцию, а также другие законы страны, в идеале государство должно заниматься управлением и модернизацией. Т.е. наши правители – это вовсе не «великие учителя нации», а простые администраторы, у которых есть определенные функции.

Но на практике можно наблюдать явные противоречия, когда по факту чиновники хотят казаться «выше» тех функций, что есть «на бумаге» (как часто они сами презрительно отказываются о своих обязанностях).

Ведь помимо очевидной 14 статьи конституции, где указано, что государство светское, есть еще федеральные законы, о которых необходимо напоминать постоянно, т.к. фактически они игнорируются.

Например, в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» указано (4 статья), что государство:
«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»
По факту же очевидно, что т.н. «Основы православной культуры» противоречат данному положению, поскольку сам по себе урок носит не культурологический, а именно пропагандистский характер (см. видео на youtube – пример урока).

Далее указано:
«Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии»
На бумаге все хорошо, но по факту противоречия налицо, поскольку чиновники не только откровенно отправляют культ, используя свое положение для формирования того или иного отношения к религии, но вместе с тем активно участвуют в строительстве православных храмов (организуют сбор пожертвований в городе, либо же выделяют средства на строительство прямо из бюджета).

И в данном случае хотелось бы отметить т.н. «Программу-200», поскольку это наиболее яркий пример (увы, по всей стране подобные проекты имеют место, но в Москве, пожалуй, власть готова выделять больше средств на «возрождение духовности»).

Во-первых, сам проект «Программа-200» целиком и полностью исходит от властей, т.е. информационное сопровождения строительства храмов берет на себя именно московское правительство, и поэтому если вы видите рекламу этой программы, то внизу можете увидеть герб Москвы, т.е. оплачено все это за счет горожан, которые не обязательно являются сторонниками.

Есть ли основания, учитывая тот факт, что церковь – богатая организация, у которого годовые обороты – несколько миллиардов рублей (за 2013 года по данным ФНС - 4,6 млрд. рублей)?

Понятно, что скорее нет, чем да, поскольку правительство должно способствовать не тому, что может в итоге лишь разжигать рознь, а тому, что в действительности необходимо всем, вне зависимости от их религиозных или же политических предпочтений.

И если мы говорим о «программе-200», то следует вспомнить конфликт власти и церкви, с одной стороны, и местных жителей – с другой. Ведь совершенно очевидно, что как только начали говорить о строительстве первого храма, то тут же жители начали собирать подписи, организовывать митинги и акции против этого.

Да, конечно, часто можно было говорить о непоследовательности. Т.е. жители заявляли, что, мол, здесь не нужно храмов, а вот в другом месте – пожалуйста. Но по факту же, конечно, мало где местные жители в большинстве своем поддержали эту инициативу, поскольку у проекта властей были и свои особенности.

В частности, стоит отметить, что это пропагандистский проект, где активно участвует власть, и поэтому церкви захотели строить в парках, в зеленых территориях, на детских площадках и даже в охраняемых природных зонах (!).

Т.е. местная власть и церковь попросту старались нарушать законы, лишь бы построить храм. Понятно, что это вызвало скандалы, и многие проекты в итоге пришлось отложить (наиболее показательный пример - это Строгино, где местные жители добились того, чтобы незаконную программу строительства «свернул» лично мэр Москвы Собянин).

Однако, несмотря на некоторые успехи, часто случается так, что в итоге попы все-таки добиваются успеха, и целые районы фактически могут остаться без нормального парка/детской площадки, когда целое место, где ранее отдыхали люди, будет определено под отправление религиозного культа.

В данном случае хотелось бы напомнить о правах. Любым местным жителям, которые бы хотели сохранить парк или зеленую территорию, необходимо активно отстаивать свои права, призывать других людей выходить в знак солидарность, и тогда, возможно, что строительство отменят. В противном случае, увы, ни попов, ни властей не остановит даже тот факт, что речь идет об охраняемой законом территории и на ней в целом запрещено строить, даже в том случае, если теоретически многие «За» строительство.

Станислав Чинков

Подробнее ...

Господи! Да что ты, не слышишь, что ли?

 Именно этой фразой, взятой мною в название своей статьи, закончил свое описание жизни «святого» старца Серафима Саровского советский писатель Максим Горький.
   Талантливый пролетарский гуманист, изучив религиозный «опыт» Серафима, секущего пьяную купчиху прутьями, ведущего тяжбу с Понетаевским монастырем и требовавшего деньги от богатых, понял, что так называемый «гуманизм», внедряемый различными «святыми» в российское общество, является самым настоящим «стремлением дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри».
Именно такие «мыльные пузыри» были представлены на Первом государственном телеканале в виде фильма «Сергий Радонежский. Заступник Руси», где автор Сергей Медведев -  бывший пресс-секретарь тоже «святого» Царя Бориса договорился до того, что якобы спрятанная голова Сергия в селе Виноградово помогла решить исход битвы за Москву в нашу пользу: «Преподобный помог отстоять этот важнейший рубеж».
   Таким образом, власть вбивает в головы молодежи ложную идею мракобесия, заставляет доверять искаженным представлениям богословия, тем самым оскорбляя всех неверующих ветеранов войны.
Противоправный, антагонистический характер общественных отношений в нашей стране привёл к тому, что за последние 20 лет религиозной свободы в условиях социального расслоения граждан России на колени перед государственно-церковной олигархией поставили всю страну.
Компрадорскому, олигархическому режиму нынешней путинской власти очень выгодно иметь молчащее и покорное «быдло», которое не задумывается над тем, почему в условиях финансового кризиса в 2012 году месячный заработок президента ВТБ Костина составил 2,5 млн. долларов, главы «Газпрома» Миллера и президента «Роснефти» Сечина – 2,1 млн. долларов, президента Сбербанка Грефа – 1,25 млн. долларов. Почему глава «Роснано» Чубайс тратит ежемесячно 1,5 млн. рублей (конечно, не своих личных) на обслуживание своего Мерседеса?
   И почему глава РЖД Якунин (фаворит Путина), постоянно повышающий цены на железнодорожные билеты, стал долларовым миллиардером, имея барское поместье в несколько гектаров?
   Сегодня люди разного возраста и уровня культуры сами доходят до вечно актуальной мысли старого пролетарского гимна: «Никто не даст нам избавленья, Ни Бог, ни царь и не герой, Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой».
Иванеев Сергей Васильевич
Президент некоммерческой организации
«Ассоциация ГРАЖДАН XXI века за развитие светскости и гуманизма»
Подробнее ...

Под прицелом детский разум

Это была одна из самых первых публичных акций по бичеванию участниц Pussy Riot за их скандальное выступление в храме Христа Спасителя. Она проходила в форме митинга в главном парке города Краснодара. Собралось около 400 человек. Судя пор многочисленным иконам и тематическим транспарантам, митингующие прибыли по специальному приглашению.
Мое внимание привлекла подходившая колонна из нескольких десятков школьников/. Ее вела молодая учительница. Я на ходу задал ей вопросы: откуда ребята, какой предмет преподает учительница, с какой целью она привела на митинг детей? Оказалось, все ребята были учащимися средней школы одной из близлежащих станиц, учительница преподавала основы православной культуры и этики. А зачем она привела детей, толком объяснить не смогла.

Подробнее ...

Светский характер государства как основа конституционного строя России и гарантия реализации свободы совести.

Ст. 14 Основного закона России декларирует: «1. РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Следует особо подчеркнуть, что данная статья содержится в гл. 1 Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя» и содержит основополагающие начала (устои) в области прав человека, государственного устройства и организации органов власти, взаимоотношений человека, общества и государства.

Таким образом, принцип светскости государства, наряду с иными основами конституционного строя выступают фундаментом для иных глав Конституции РФ и играет ведущую роль в системе конституционного права.

Однако, фактически вышеупомянутая ст. 14 Конституции России не содержит определения светскости государства. В то же время, вопрос определения и содержания принципа светскости государства является ключевым для реализации свободы совести (ст. 28). 

Подробнее ...

К ВОПРОСУ О «ВУЛЬГАРНОМ ПОНИМАНИИ СВЕТСКОСТИ»: ПОЛИТИЧЕСКОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО ИЛИ НОВЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ?

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы множественности подходов и интерпретаций светскости государства в действующем законодательстве, научной литературе, выступлениях представителей Русской православной церкви. Автором делается вывод о формировании в российском религиозно-политическом пространстве вариативной модели интерпретаций светскости, предполагающей подготовку необходимого общественного мнения, предшествующих, как правило, разработке и внедрению дискуссионных законодательных инициатив.

Ключевые слова: светскость, секуляризация, свобода совести, свобода вероисповедания, религиозная политика, Русская православная церковь.

Введение

Политизация религии, активное участие Русской православной церкви (далее – РПЦ) в процессах конструирования новой идентичности и формирования религиозно-политического единства российского общества все чаще влекут отсылки к конституционно закрепленному принципу светскости государства, вызывая острую полемику в обществе.

РПЦ, на сегодняшний день не обладая полномочиями, позволяющими нивелировать данную конституционную норму, становится перед необходимостью переориентации смысла и восприятия категории светскости, адаптировав ее к  задачам своей текущей деятельности, политическим запросам и реалиям. В этой связи предметом изучения в статье является ряд интерпретаций понятия светскости в действующем законодательстве, научной литературе, выступлениях представителей РПЦ. Здесь и далее все цитаты приведены со ссылкой на один источник – официальный сайт РПЦ [1].

Подробнее ...

Значение принципа светскости государства в контексте глобальных перспектив человеческой цивилизации

Сегодня, в ХХI в. понятия «глобальность», «глобализация», «глобалистика» являются некой основой для понимания современного состояния и перспектив человеческой цивилизации.

За последние 30-40 лет общественные отношения изменялись кардинально – они не просто усложнялись, но становились все более взаимопроникающими, открытыми и взаимозависимыми, т.е. глобальными.
Глобализация общественных отношений взаимосвязана с формированием глобальных подсистем: финансовых, экономических, торговых, информационных, культурных и пр. Уровень развития подсистем общества не однороден, что порождает нарушения баланса, социальные конфликты и потрясения.
Однако, политическая система отстает значительно, тормозит, иногда движется вспять, предопределяя комплекс глобальных проблем, в том числе безопасности (и вплоть до уничтожения цивилизации).
Приходится признать, что меры, предпринимаемые международными организациями для достижения более тесного политического единства, оказались не достаточно эффективными.
Полагаю, что глобальные проблемы, так или иначе, взаимосвязаны с разрывами между экономической интеграцией и политической дезинтеграцией.

Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума
Back to top