Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

101897245 original dobruyy pastuyr

Второй год в Ставропольском мировом суде тянется, словно резина, дело атеиста Виктора Краснова, обвиняемого по статье 148 ч.1 - "Оскорбление чувств верующих". Уголовное дело было возбуждено по заявлению двух местных жителей, Дмитрия Бурняшева и Александра Кравцова, в октябре 2014 года вступивших с Виктором в спор на религиозную тему в одном из развлекательных сообществ социальной сети ВКонтакте. Так и не одержав победу в этом споре, они решили, что комментарии Виктора оскорбили их религиозные чувства, и обратились в полицию.

В основу обвинения легли фразы из комментариев Виктора Краснова, вырванные из контекста и собранные без учета того, что обсуждение представляло собой диалог многочисленных собеседников. Не учли также и то, что некоторые из этих собеседников, включая и оскорбленных потерпевших, впоследствии удалят из злополучного обсуждения все свои комментарии.

Среди комментариев, признанных экспертами-лингвистами Минюста оскорбительными, присутствуют такие фразы, как "Бога нет", "Библия - сборник еврейских сказок", и даже словосочетание "овцы Христовы", которое является прямой цитатой из Евангелия от Иоанна.

Некоторые возразят, что в комментариях содержалась, кроме этих фраз, и ненормативная лексика. Действительно, она присутствовала, но так как для экспертизы были отобраны только реплики Виктора Краснова без учета сообщений его оппонентов, невозможно однозначно определить, не являлась ли она ответом на провокации, оскорбления и угрозы собеседников.

Два независимых эксперта заключили, что экспертиза была проведена с нарушениями, бездоказательна и неубедительна, в связи с чем судом была назначена дополнительная психолого-лингвистическая экспертиза, результаты которой были озвучены и проанализированы на заседании суда 2 февраля 2017 года. 

В суде были допрошены эксперты Минюста, проводившие дополнительную экспертизу. Речь шла о том, является ли оскорбительным пресловутое выражение "Овцы Христовы", а также о том, являются ли использовавшиеся в переписке слова "хер" и "нахер" неприличной формой выражения. Как известно, первоначально слово "хер" обозначало букву из церковно-славянской азбуки, а также косой крест, на который эта буква похожа, и в этих значениях широко используется в литературе, например, в исторических романах. Эвфемизмом это слово стало уже с середины двадцатого века, и даже как эвфемизм оно встречается в современной литературе - в прозе Венедикта Ерофеева и Юза Алешковского, к примеру.

 Допустимо ли было использовать его в неформальном общении, происходившем в светском развлекательном сообществе? Было бы логичнее поставить вопрос о допустимости в таком сообществе дискуссий на религиозные темы с цитированием Священного Писания - как может истинно верующий христианин размещать священные для него цитаты из Нового Завета рядом с бранными словами, и не является ли это оскорблением святынь? А также возникает вопрос: могли ли быть среди подписчиков этого сообщества истинно верующие христиане, ведь бранная лексика довольно часто использовалась администраторами сообщества в исходных постах, да и сами эти посты нередко были пошлыми и на грани приличия.

К сожалению, библейская метафора "овцы Христовы" так и осталась оскорбительной - а ведь само слово "овца" чаще всего (более четырёхсот раз) используется в Библии. Эксперты-лингвисты настаивали на том, что эта зоосемантическая метафора оскорбительна, если используется в тексте со словом "стадо". Но ведь именно так, со словом "стадо", она используется в 10 главе Евангелия от Иоанна, а также в многочисленных произведениях русской литературы. Например, митрополит Илларион Киевский называет в "Слове о законе и благодати" весь русский народ стадом Христовым, а Иосиф Волоцкий в "Степенной книге" называет русский народ "словесным стадом Христовых овец", а его правителей - добрыми пастырями. Даже А. С. Пушкин в стихотворении "Свободы сеятель пустынный" сравнивает русский народ с мирно пасущимися стадами овец, и никто почему-то не видит в этом ничего оскорбительного.

В конце заседания суд ещё раз объявил о приглашении в качестве свидетеля защиты представителя Ставропольской и Невинномысской Епархии. На два прошедших заседания представители епархии не явились по неизвестной причине. С одной стороны, нежелание епархии участвовать в судебных заседаниях понятно - церковь не инициировала этот процесс и не заявляла о причинённом ей вреде. К тому же, на одном из заседаний по делу, куда были доставлены приводом потерпевшие, выяснилось, что они не воцерковлены и написали заявление на своего обидчика по собственной инициативе, без совета и благословения священника. С другой стороны, в зале суда защищаются христианские ценности и заповеди Нового Завета - о прощении врагов, любви к ближнему, о недопустимости мести за нанесённые обиды...

Следующее заседание по делу состоится 10 февраля в 14.30. Адвокат обвиняемого Виктора Краснова Андрей Сабинин намерен подать ходатайство с просьбой назначить психологическую экспертизу личности потерпевших и степени нанесённого им морального вреда. Кроме того, все ещё ожидается представитель епархии. Придёт ли?

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт