Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

все равно

фото отсюда

 

7-8 декабря 2016 года в Южно-Сахалинске прошла конференция «Актуальные вопросы религиозной безопасности». Конференция была обычным мероприятием такого плана, в организации которого приняли участие правительство Сахалинской области и Сахалинская и Курильская епархия – причём сразу в трёх обликах: непосредственно в персоне архиепископа Тихона, от лица Общественной палаты Сахалинской области и от имени «Ассамблеи народов Сахалинской области». В обеих последних организациях вице-президентом является протоиерей Виктор Горбач, руководитель молодёжного и миссионерского отделов епархии; его можно считать фактически единоличным вдохновителем и устроителем данного форума. Регулярные мероприятия такого плана – светские по форме, но религиозные по содержанию – стали нормой для сахалинской реальности, а возможно – и для общероссийской. Хотя в конференции приняли участие духовные лидеры мусульман Сахалинской области, весомого вклада ни в организацию, ни в проведение конференции они не внесли. Иные массовые конфессии Сахалинской области – такие как многочисленные неопротестантские деноминации и римо-католический приход – практически были обойдены вниманием. Безусловно, это не является случайностью, но являет миссионерско-политическую мотивацию организаторов, стремящихся всемерно заручиться государственной и региональной поддержкой для своей клерикальной деятельности. А также регулярно демонстрировать эту поддержку, искусственно наращивая рейтинг показного доверия себе среди населения области. По своей тематике конференция продолжает скрытую тенденцию прошлогодней конференции, посвящённой экстремизму; сегодняшняя тема – «религиозная безопасность» от тех же «экстремистов». По сути, данный форум имеет своей целью утверждение социально-политического могущества Русской православной церкви московского патриархата и дисквалификацию её конфессиональных конкурентов – в первую очередь, многочисленных протестантских сообществ. Привычно разыгрывая карту «светского государства», церковные лидеры Сахалинской области ступень за ступенью движутся к фактическому клерикализму, синодализации и цезарепапизму, как это было подробно расписано мной на примере конференции 2014 года «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности».

Поскольку эти ресекуляризационные механизмы были подробно описаны – в том числе автором данных строк, – сегодня заново останавливаться на них не имеет смысла, и я хотел бы обратить внимание только на один основополагающий аспект конференции, иллюстрирующий тектонические сдвиги в массовом сознании россиян. Речь идёт о философско-правовой основе – о парадоксальном несоответствии заявленной светскости и беспрецедентной политизации церкви в общественной жизни.

Я принял участие в секции «Религиозные основы социальной безопасности». Работа секции под руководством д.пед.н., проф. С.В. Абрамовой затрагивала разные стороны современных вызовов социальной стабильности, исходящим от культов. Однако почти все докладчики и дискутанты тяготели к правовому измерению обсуждаемой тематики, неоднократно пытаясь прояснить юридические основания как современной синодализации (включая участие высших иерархов в управленческой деятельности на региональном и государственном уровнях, обязательное изучение основ православного вероучения и культуры и пр.), так и основания для введения изначально демонизированного термина «секта» в общественное правосознание и менталитет. «Религиозная безопасность» почти уравнивается с «пожарной безопасностью» – соответственно, секта является столь же опасным фактором, как и открытый огонь. При таком представлении остаётся лишь определить, что́ именно является сектой, чтобы маргинализировать этого коллективного субъекта и вывести его за рамки правовых отношений.

Парадоксальное сочетание провозглашаемых прав и свобод человека (лежащих в основании провозглашённых в России институтов демократии, правового общества, рыночной экономики) с фактическим клерикализмом и цезарепапизмом в законотворчестве и судопроизводстве – главная черта современной религиозно-политической риторики. Даже при поверхностном взгляде становится понятно, что деятели российского государства лоббируют интересы Русской православной церкви, заручаясь в ответ её лояльностью, выражающейся в соответствующей работе с православным электоратом. De facto, все религиозные сообщества России делятся на безразличные для РПЦ (например, туземные культы или буддизм в окраинных регионах) и конкуретно-вражеские. В разряд противников априори попадают все христианские и парахристианские конфессии и организации, а также православные сообщества, не подчиняющиеся Московской патриархии (за исключением дружественной и подконтрольной Русской православной старообрядческой церкви). За исключением несколько иного положения дел в мусульманских регионах Кавказа, в остальных субъектах России православное духовенство активно сотрудничает со всеми органами власти по самым разным вопросам: уроки православия в школах, обязательные проповеди в воинских частях, участие духовенства в общественных организациях, созданных по инициативе и на средства правительства, и даже сотрудничество священников с инспекторами ГИБДД при поимке нарушителей ПДД. Такое положение вещей никак не согласуется с концепцией автономной свободной личности, лежащей в основании всех институтов западного мира. Как следствие, понятие «Запад» всё более стигматизируется, а понятия «либерал», «правозащитник», «демократ» искусственно уже превращены в ругательства. Вместо этого, основанием для целеполагания российских властей является коллективное право, превалирующее над правами индивида. Несформировавшаяся после распада СССР индивидуальность россиянина сегодня по всем фронтам уступает коллективной идентичности с сопутствующей ей атмосферой страха, окружённости врагами, самозамкнутости, опасностью вредительства со стороны «иностранных агентов». Неврастенический климат в российском обществе проявляется во множестве показателей социальной аномии, прочно удерживающих России на верху различных рейтингов деструктивности: высокие смертность, семейное насилие и количество разводов, убийств и самоубийств, низкая продолжительность жизни, грандиозный размах коррупции, отсутствие среднего класса, широчайший разрыв между богатыми и бедными, контролирование семидесяти процентов российского капитала тремя процентам населения.

Ярким показателем неврастенического климата является понятие «секта», усиленно продвигаемое неоправославными сектоборцами во главе с А.Л. Дворкиным. Я уже выступал с критикой этого понятия и его места в системе современных российских ценностей. Без сомнения, этот термин не выдерживает научной критики по первейшему показателю научности – объективности. Это субъективный термин, выражающий интересы субъекта, стремящегося к устранению конкурентов, претендующих на российскую паству, – РПЦ МП. Религиозное сознание – в особенности христианское (и постхристианское) – характеризуется жёстко детерминированной системой координат, порождающей отношение к любому индивиду, находящемуся вне этой системы, как к демоническому, дьявольскому, разрушительному агенту – без внимания к тому, выражает он интересы иной конфессии или является атеистом или агностиком. Но, выходя посредством государственного протекционизма за собственно религиозные рамки, становясь общественной моралью, в отношения «свои-чужие», «мы-другие», «братья-враги» втягиваются все члены светского пространства. Индивиды, впитавшие эту систему как нечто само собой разумеющееся, не могут возрастать в самодостаточных и независимых личностей, развивающихся через самостоятельное решение своих проблем. Привычка скрываться от внешних вызовов в религиозных абстракциях становится общим навыком. Растут вождизм, недоверчивость и подозрительность, утверждается бинарное отношение к социальной действительности, проявляется тяга к хозяйственной и информационной замкнутости – реалии, хорошо знакомые нам по советскому прошлому. Человек, порождённый такой системой, слаб, управляем, пассивно-агрессивен, склонен к проявлению стадных инстинктов и неразвит как личность – отличный инструмент для олигархо-бюрократической политической машины.

К сожалению, приходится констатировать, что либеральный курс на взращивание в россиянах автономных творческих личностей, потерпел неудачу либо испытывает серьёзные трудности. Мощнейшая информационная атака на т.н. «западные ценности», повсеместная пропаганда имперских геополитических принципов и восхваление империалистической практики российских властей, шельмование либералов и диссидентов, подавление истинной общественной активности и гражданской ответственности – эти пункты являются гранями того же социально-политического процесса, который с иных сторон нам являет себя как клерикализм, цезарепапизм, сектоборчество.

Безусловно, никакой связи с фундаментальными принципами личностных прав и свобод, этот процесс не имеет – этот парадокс был неоднократно отмечен и самими участниками конференции. Прикрываясь светской, демократической и гуманистической риторикой, растущие тоталитарные и авторитарные процессы, блестяще описанные Э. Фроммом и В. Райхом, легко снимают напряжение между российскими реалиями и западным правовым этосом, не могущим обнаружить действительное «ущемление прав и свобод в России». Кроме того, современная риторика снимает напряжение и между вождистскими и бюрократизационными тенденциями и до сих пор популярной с 1990-х гг. либеральной этикой, прописанной даже в школьных учебниках по обществознанию. На место общественных организаций выдвигается РПЦ и её агенты. На место регуляторов общественной морали – обкатанные веками православно-государственнические принципы. На место правовой системы координат – охранительная государственная программа. При этом видимость всех демократических институтов сохраняется.

Этот процесс вполне соотносится с тем фактом, что действительно воцерковлённых православных в России – абсолютное меньшинство: с византийских времён православная церковь отлично умеет действовать в таких условиях, за короткий срок подгоняя все ориентиры неправославного общества под православные шаблоны.

Таким образом, проведённая конференция лишний раз доказывает нам утверждение новых для современной России принципов, в то же время неоднократно являвшихся в нашей истории. Вряд ли здесь имеет место «цивилизационное своеобразие»: российская история часто являла нам торжество и альтернативных принципов гражданской активности, общественного согласия и автохтонной демократии. Радует, что участники конференции отметили несоответствие российской религиозно-правовой практики изначальным установкам правового общества. Будем надеяться, что клерикалистские начинания (а также политические и социально-психологические процессы, прикрываемые и обслуживаемые этими начинаниями) встретят альтернативу в виде критического восприятия действительности со стороны современной образованной молодёжи.

Товбин К.М.

источник текста

 

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт